— На твой взгляд, какими качествами должен обладать дизайнер, кроме способности к творчеству?
— Чтобы ответить на этот вопрос, я и начал писать «Менеджмент, дизайн и зомби». Я как управленец, который попал в этот бизнес, достиг в нём успеха и достигнет еще гораздо большего, понял, в чём просад у многих. Люди умеют работать с дизайнером, но они не умеют работать в прямом смысле. После подписания контракта ты должен вджобывать. И вджобывать как управленец, как единица. Все начинают говорить, что типа есть специфика бизнеса. Нет, её нет. Есть особенности области, но специфичности нет. Как только вводишь в бизнес-процесс специфичность, начинаешь создавать структуру отмазок: «Это не сделано, потому что специфично. Бухгалтерию не можем привести в порядок, потому что это специфично». Блин, нет. НДС — он везде НДС, как ни крути. Да, и налоги ты должен платить, и людей принимать, и договоры составлять грамотно. Дизайнер должен или сам быть менеджером или делегировать эти функции. Но забывать о них нельзя.
Сейчас в мире изменяется подход к обучению. Правильно говорит директор Amazon: в следующие 30 лет всё измениться, так как столько, сколько знает компьютер, ни один человек уже не может знать. Система обучения должна перестраиваться. Вместо получения знаний — приобретение навыков командной работы, достижения результатов, веры в себя и команду, в свои силы, креатив. Потихоньку уйдут академические науки. Конечно, останутся математики, физики, изобретатели, но в целом подход изменится.
Подход к дизайну тоже меняется. Мне не надо знать 50 000 стилей дизайна, чтобы решать задачу в конкретном контексте. Это не подразумевается. Я могу информацию поднять в интернете за пять секунд. Важно уметь работать навыками. Многие начинают отставать и своей академичностью создают кокон вокруг себя. Мне очень заходит Карим Рашид, его подход, потому что он абсолютно открыт, всё время двигается, не стоит на месте. То, что он говорит, многие в дизайн-среде просто не слышат. Они привыкли к его эпатажу, а он говорит как раз о том, что надо мыслить шире, не бояться, принимать новинки, взаимодействовать со средой, с миром, с жизнью. Вот мне 37 лет. Я читал эссе по поводу того, что будет через 20 лет: импланты, как в игре Deus Ex, железные руки. И подумал, что нет проблем вставить пару железяк, чтобы улучшить что-то в себе, я это принимаю на уровне идеи уже сейчас. Может быть, дело в моей любви к фэнтези, фантастике, заглядыванию вперёд.