вопросов
о формованном металле

мнение экспертов

10

{
}

10 вопросов
о формованном металле

Какие возможности открывает перед дизайнерами формованный металл. Какие визуальные эффекты он позволяет создавать. В чем заключается сложность работы с этим материалом и кто из наших современников достиг в ней впечатляющих высот. Рассказывает художник по металлу Евгений Миленький.

Евгений Миленький, художник по металлу. Специализация – металлические фактуры и текстуры. Образование ГУГН, культурология. Первый бизнес – авторские камины на заказ. С 2012 года руководит ателье по производству акцентных металлических элементов интерьера. Работает в коллаборации с «Мастерская Квадрат труба», Sisters' Design, бюро «Геометрия», NB Studio, Predmet, Design AiD и другими. Главной задачей во взаимодействии с авторами и клиентами считает совместное творчество и реализацию замысла на стыке критериев: хороший вкус / практичность / высочайшее качество.
Евгений Миленький
№1
Каким ты видишь место формованного металла в интерьере? Когда он нужен и незаменим?
В каком-то смысле любой материал несет в себе возможность индивидуального высказывания. Наше время – время многоголосия, время множества языков, в общем, некий Вавилон. Сейчас востребована свежесть, необычность, индивидуальность, специфичность. При этом ценится подлинное и настоящее.
Любое явление в этом поле отвечает на два сакраментальных вопроса: достаточно ли это свежо, чтобы нас увлечь, и достаточно ли узнаваемо, чтобы создать у нас ощущение комфорта. Запросы противоположные, но одинаково важные. Вид знакомой вещи нас успокаивает, а свежей, необычной — бодрит и возбуждает. Поэтому классно, когда получается старое сделать свежим, а новое – понятным.
В этом смысле металл играет на равных с такими базовыми материалами как камень, дерево, пластик и стекло. Человеку созидающему, художнику, дизайнеру он дает возможность высказаться.

↑ Jonathan Prince
Специфика металла — в его прекрасной предыстории. Изобретя металл, человек ступил на путь прогресса. Столь же прочный, как камень и дерево, металл позволял делать стабильные вещи. Но в отличие от них, он пластичен — его можно изогнуть, отлить в любую форму.
Классно, когда дизайнер может заставить металл выглядеть неопознаваемо, сделать его новым, непонятным, ярким, сочно цветным, «вкусным», добавить таких эффектов, которые заставят голову кружиться. Но при этом никто не отменял основ. Вы можете населить интерьер любой мебелью, но в ваших стенах должна быть стальная арматура.
Металл – это материал, который надо ведать. Нужно учитывать его свойства, уметь правильно обрабатывать и профессионально использовать. Какой бы воздушной и яркой ни была конструкция, важна ее прочность и безопасность для человека. Пространство созидания заключено между двумя полюсами: «Сделай достаточно надежную вещь и удиви нас».

Гостевой дом для художников в Абрамцево
↑ De Castelli
Культурный бэкграунд металла — это его плюс. Если мы выросли на планете Земля, то сталкивались с металлом везде: начиная от часов и монет, заканчивая фонарным столбом и ручками на дверях. Любое отлитое, кованое, штампованное, фабрично изготовленное из металла изделие с самого раннего детства формирует в нашей голове библиотеку его свойств: ощущение холода и тяжести, прочность, гладкость, особый блеск.
С одной стороны, это базис, который вызывает у нас определённые чувства, с другой — гигантский якорь. Потому что, если ты хочешь любой нереалистичный, завораживающий эффект — яркого птичьего крыла, тонкого растения, легких облаков, — нужно будет оторваться от базиса, уйти от этой скрипучей телеги, от крышки люка канализации, от ощущения чугунного парапета или моста.
И здесь, на мой взгляд, формовка — очень классный инструмент. Чем она меня подкупила? Формовка позволяет получить Терминатора без ограничений в параметрах. Он может превратиться и в каплю, и в живого человека, и в мотоцикл. Это пленяет.

В Эйфелевой башне металл звучит, как оркестр. Мировая архитектура, начиная от Витрувия и заканчивая конструктивистами, библиотека сопромата — все это монументальная мощь, к которой страшно и при этом страшно хочется приблизиться. Знание о формованном металле дает такую легкость и восторг! Это тот самый случай, когда металлическая поверхность умудряется выйти на новую скорость и оторваться от своего тяжелого якоря. Это не монументальный корабль, а что-то внезапно потекшее твёрдое. Вот что завораживает меня и, собственно, зрителя. Мне кажется, это классный и уникальный инструмент для дизайнера. Поверхностью ты обещаешь узнавание, но глаз при этом не может быть до конца уверен, что именно он видит.
Бельгийский художник Бен Стормс способом формовки выполнил из меди огромный арт-объект. Ты видишь пластичную, мягкую подушку и думаешь: «Сколько же она весит?» Потом он такую же подушку повторил из мрамора, и это тоже фантастика, потому что на этот раз на стене висит действительно очень тяжелая вещь. В одном объекте соединяется суперлегкое и супертяжелое, и глаз начинает обманываться.

Гостевой дом для художников в Абрамцево
↑ Ben Storms
№2
Когда формованный металл получил широкое распространение?
Специфика формовки в том, что изначально она исполняла запросы автомобилестроения. У самых первых автомобилей корпуса были деревянные. Обтекаемую форму, меньшую массу и большую выразительность удалось получить из листового металла именно из благодаря формовке.
Легко можно вспомнить эти яркие образы. Кузова автомобилей Bugatti: крылья, капоты, кузова, вытянутые, как капля или пуля. История гоночных, раллийных автомобилей. Все новинки делались в ателье «на живую нитку». До того, как их стали прессовать большими сериями, новые экспериментальные машины выстукивали вручную в кастомных мастерских. Это те же методы, которые я и моя команда используем и сейчас.

↑ Этторе Бугатти перед премьерой Bugatti Type 35 на Гран-при Франции, 1924 год
Автомобиль, как неясно откуда взявшийся демон, пахнущий выхлопными газами, когда-то поразил воображение. В прекрасной книге «Ветер в ивах» про зверей, которые живут жизнью буржуазии конца XIX века, есть такой персонаж — жаба Тодд. Сначала он путешествует в карете, а потом его сбивает автомобиль. Он до того очарован этим ярко раскрашенным демоном, что тут же обзаводится новой игрушкой (личным авто) и забывает обо всем.
Мне на ум приходит именно этот образ. Персонаж, повозку которого сбил какой-то лихач на автомобиле, сидит на дороге ошарашенный и повторяет: «Би-би, би-би». А потом весь в коже и хроме, надев очки-авиаторы уже сам несется на неведомых, запредельных для лошадей скоростях и сигналит в этот самый клаксон. У него просто мания. Металл играет во всем этом одну из первых скрипок и формованный металл — в том числе.

Гостевой дом для художников в Абрамцево
↑ Иллюстрация художника Эрнеста Шепарда
«Корпус из металла» — это привычный повседневный язык, на котором говорят современные технологии. Пластик тоже ярок, но пластик — это как бы вчерашний металл. Мне нравится думать, что формованный металл в дизайне — это «новый черный». Это возможность оторваться от комплекса ретро ощущений и ворваться в современность, вспомните скульптуру «собаки из шариков» Джеффа Кунса. Или наоборот в реконструкцию прошлого, поскольку все это завязано на crafts&skills, которые порой вызывающе анахроничны. Конечно, это способ нырнуть в стимпанк, в эру начала автомобилей, в библиотеку индустриальных образов и смыслов.
Я фанат металла и я за то, чтобы мы все с одной стороны были профессионалами, а с другой не забывали оставаться детьми, художниками, воздушными кузнечиками. Хорошо, когда есть и то и другое: когда ты и пахать умеешь, и это тебе в кайф. Когда ты готов рисковать, пробовать новое, получать новые эффекты и новые образы. Здесь никуда без профессионализма, потому что качественный прыжок кузнечику обеспечивают сильные ноги, а красивый полет бабочки — безупречная аэродинамика и владение базовыми законами.

№3
Какие предметы и поверхности смотрятся лучше в формованном металле?
Формованный металл часто используется для имитации эффектов воды, тела, движения. В отличие от горячей обработки металла — ковки и литья, — которые позволяют производить любую форму с любой детализацией, формовка предполагает более плавные линии и допускает работу с гораздо более крупными размерами и меньшим весом.
Давай очертим этот круг: из металла ты можешь отлить, выковать и сформовать все, что угодно. Для фурнитуры лучше подойдет литье. Для крупной фактуры на массивном материале, который выполняет несущую задачу — ковка. Например, если это ворота или иные объекты, требующие массы и конструктивной прочности. Если же ты делаешь кузов автомобиля — формовка.
В интерьере это панно, барные стойки и ресепшн, порталы, колонны, оформления фасада и стен, скульптура, перекрытия металлом больших площадей с высоким рельефом и плавной текучей линией.

Left
Right
↑ De Castelli
Чем больше размер, тем больше значения имеет масса. Если ты захочешь сделать скульптуру кита и подвесить ее под потолок, из трех технологий тебе подойдет только формовка, потому что литой и кованый будут слишком тяжелыми.
Представь себе гигантскую каплю, огромное лицо. Имитацию поверхности воды, земного рельефа, колотого вулканического льда. Везде нужна будет формовка.
Кстати, камины, вспомнил, — очень показательный жанр: металл уместен и снаружи и внутри. Я начинал с них и люблю до сих пор.
Конечно, мы действуем на стыке смежных знаний. Формовщик должен быть хорошим сварщиком, слесарем, а иногда и кузнецом. С другой стороны, кузнецу тоже нелишне знать формовку, хорошие ей пользуются.

Дизайнеры довольно часто решают с помощью металла вопрос акцентного, сочного, яркого объекта в интерьере. Когда ты «дорастаешь» до барной стойки дизайнера высокого полета, то удовлетворяешь свое эго и чувствуешь себя мастером, который берет новые вершины. В какой-то момент мастер перерастает Москву и начинает смотреть на Европу, целится в музей. Эта дорога очевидна, да?
Конечно, приятно, когда в твоем портфолио есть крупные, дорогие и сложные вещи для взыскательного клиента. Но отдельная радость, когда такой клиент позволяет тебе широкое поле экспериментов, когда большим деньгам сопутствуют высокие эстетические запросы. Искушенный человек с хорошим вкусом – для тебя квест и челлендж. Порой это даже более значимо, чем размер бюджета, в котором ты работаешь.

Есть яркие, значимые кейсы для очень богатых клиентов. Есть яркие и еще более значимые кейсы для очень умных клиентов. Иногда это одно и то же, но не всегда.
Евгений Миленький
↑ Atelier Dessauvages
№4
На какие знаковые имена ты равняешься?
Есть несколько скульпторов, которые отодвинули горизонт максимально далеко. В первую очередь, на ум мне приходит Аниш Капур, но он далеко не единственный. Я бесконечно влюблен в Баухауз, Фрэнка Ллойда Райта и других. Мои знания здесь не полны, но эти базовые образы питали и продолжают меня питать.
Из современников я много смотрю на ребят, которые работают в Америке. Есть очень крутой мастер в Таиланде. Он чеканит портреты стариков, и это фантастический уровень. Я наблюдаю за ним с восторгом и желанием поработать в этой технике, потому что, с одной стороны, чеканка — для меня чересчур анахроничный жанр, но вот находятся люди, которые могут этот жанр взорвать и сделать его совершенно новым.
В Бельгии ребята из Ателье Десоваж (Atelier Dessauvages) делают мебель, сочетая литье с алюминием, бронзой и латунью. Основной предмет, который они обыгрывают — гигантская воронка, составленная из множества компонентов.

↑ Anish Kapoor
Скульптор Джонатан Принс (Jonathan Prince) работает в Саутфилде. Он очень детально, красиво воспроизводит из металла фабричными технологиями достоверные эффекты воды, рельефа. У него на столе может стоять точная копия вулкана. Специфику материала он обыгрывает на полную катушку и не стесняется показывать изнанку, кухню своей работы.
Как правило у него изображены в полированной нержавейке какие-то спилы или обломки скальной породы. Словно гигантский цельный блок вдруг раскололся, и ты видишь скол. Это естественно для камня, но выполненное в металле — просто очень красиво и завораживает.
Из полированной нержавейки он может сделать кубик с обтекшими краями, покрыть его прозрачным полиуретановым лаком так, что тот становится похож на мармеладку. Ее так и хочется лизнуть, но она размером полметра. Или идеальная металлическая пирамида, у которой вдруг потек угол, будто она из шоколада. В основном это очень технично проработанная чёрная или нержавеющая сталь, реже медь.

Гостевой дом для художников в Абрамцево
↑ Jonathan Prince
Бен Стормс делает огромные подушки и матрасы, что-то мягкое, продавленное. У него есть огромный стол из куска красного мрамора, поставленного на металлическое основание. И это не цельный кусок металла, а сваренная, надутая, промятая, полированная подушка.
Просто фантастика, как кусок скалы зависает над землей, опираясь на то, что кажется, ты сейчас надавишь и промнешь. Это высокий полет. Видно, что у человека вся культура за спиной, но он работает с эффектами, которые может воспринять и оценить даже ребенок. Любой человек в своей жизни сталкивается с мягким и твердым, с легким и тяжелым. Эти эффекты наглядны. Это искусство, для вовлечения в которое хоть и важно знать, что такое постмодернизм, но не обязательно.
Британский скульптор Энтони Гормли, создавший огромную скульптуру Ангел Севера в Гейтсхеде: гигантский человек раскинул руки-крылья, будто персонаж фильма Вима Вендерса. Гормли дал много вариантов трактовки человеческого тела. То в комбинации кубиков, то в сгущении металлической массы, во всем у него прочитывается человеческая фигура. Завораживающая история.

↑ Antony Gormley
№5
Есть ли какие-либо законы, правила, эталоны в работе с формованным металлом?
У тех, кто делает вещи и тех, кто их заказывает, библиотека эталонов не всегда совпадает. У нас есть нечто вроде цеховой солидарности, свои правила хорошего тона. Желательно скрывать некоторые нюансы изготовления. Если ты тянешь выпуклую вещь и у тебя лопнул металл, принято не показывать эти места и скрывать сварку. Конечно, вещь должна быть прочной, надежной, хорошо висеть. Если она полируется, то должна быть отполирована до определённого уровня.
Думаю большинству читателей, которые находятся со стороны потребителя, существенно совсем не это. Потребителю важно, чтобы вещь была полностью законченной, важен даже ее запах. У меня был случай, когда пришлось основательно поработать с патиной, чтобы она не пахла, потому что вещь висит в чистом интерьере.
Критерием достаточно качественного предмета мебели, декоративного панно, шкатулки для меня и для клиента, например является то, что об этот предмет не испачкаешь рукав белой рубашки и не испортишь маникюр.
Здесь очень высокие требования к юзабилити. Такой предмет можно безопасно и комфортно поставить на чистый полированный стол, повесить на чистую стену. Без опасений легко и приятно коснуться в чистой одежде, взять в руки. Он не должна выглядеть опасно, если не было задачи изобразить взрыв, или что-то принципиально неустойчивое и колючее. Я считаю, что производителю нужно чаще напоминать себе об этом, потому что у него грубее руки.

Эталон моего ателье: «У вещи не должно быть изнанки». Даже с изнанки она должна выглядеть, как с лица. Не во всех мастерских об этом заботятся. Если я выпускаю вещь, которую готовил другой мастер, то обязательно проверяю изнанку.
Евгений Миленький
↑ Евгений Миленький, фото из личного архива. Фотограф: Наталия Федорова
Важна также цельность образа, законченность вещи. Если ты используешь фактуру, то нужно полноценно и качественно завершить композицию рисунка. Даже спонтанная фактура — это орнамент. Не отдавать клиенту сырую недоделку. Вещь должна быть приготовлена, как хорошее блюдо. В ней должно быть только то, что запланировано. Чем более закончено и безупречно она доведена до конца, тем дороже и достойнее выглядит.
Когда разговор заходит о стоимости и уровне проработки вещи, клиент и исполнитель договариваются, правильно ли они понимают задачу и ее уровень. В качестве примера мы часто сравниваем автомобили и камины.
— На каком автомобиле вы предпочитаете ездить? Устроит ли вас Opel?
— Нет, я езжу на Mercedes или Maybach.
— Хорошо. Жигули — тоже автомобиль, который умеет ездить. Так и камин при желании можно купить за 50 000 рублей. Он будет неплохо работать, просто это камин другого класса. Есть длинный список нюансов, чем фабричный типовой камин отличается от авторского за пару миллионов. Как насчет Жигулей, сделанных вручную? Один знакомый банкир держал в своем гараже Porsche, Tahoe, Ferrari и красную «копейку». С этой копейки клиент начинал бизнес в 90-е, через годы нашел ее и, заботливо отреставрировав, поставил в гараж, как семейную реликвию.
Ты садишься в Bentley и тебе важно, из какого материала сделан подлокотник, как с тобой взаимодействует каждый сантиметр поверхности, на который падает твой взгляд. У этого автомобиля нет изнанки. Даже открывая капот, ты видишь иной двигатель, чем в Volkswagen Golf.
Автомобили — это понятный каждому пример установления стандартов. В каком классе вы работаете? И то, и другое ездит, ты сидишь в кресле, но есть разница. При этом я не хотел бы хейтить массовые автомобили и вещи с доступной ценой. Хорошо сделанная вещь должна стоить разумно, чтобы не пролететь мимо рынка.

№6
Есть ли у металла свой язык, на каком языке он с тобой говорит? Если он — музыка, то какая?
Я подумал, что когда вещь состоялась, она много говорит обо мне. Хорошо воплощённый замысел радует меня, как визит к хорошему терапевту. Металл подошёл бы мне, как некий идеальный собеседник, чтобы увидеть себя, развернуть меня к себе. Для меня это некое идеальное зеркало. Кстати, амальгама на стекле зеркала — тоже металл. Мне нравится, что это так зарифмовалось.
Этот материал соблазнительно универсален. Мне нравится и его тысячелетняя история, и возможность от этого бэкграунда оторваться и выстрелить куда-то.
Глядя на любой металлический объект, ты узнаешь рельсы, чувствуешь стук железнодорожного колеса или скрипящей оконной петли. Но металл — это и пуля, и самолет, и автомобиль.

Гостевой дом для художников в Абрамцево
↑ ГАЗ сг-1
↓ Автомобили 50-х
Такие вещи настолько влияют на наши привычки формообразования, что я делаю обтекаемые углы даже там, где это не требуется. Пепельница может позволить себе быть квадратной. Она не летит сквозь пространство, ей не нужно преодолевать аэродинамическое сопротивление. Но современные пепельницы делают как Мазератти, будто у них есть задача не поранить космонавта, пролетая мимо.
Это приметы времени. Так должны быть сделаны все предметы, к которым мы привыкли. Поэтому металл — материал, на котором говорит наше время. Как у пластика и резины, у него значимый голос в палитре материалов современности.
Если металл музыка… Да почти любая: от скрипичных квартетов, оркестров, гремящих литаврами, дующих в медные брасс секции. Все это ощетинившееся металлом сообщество людей в костюмах, которые звучат металлом: струнами, дудками, тарелочками.

↑ Евгений Миленький, фото из личного архива. Фотограф: Наталия Федорова
Конечно, это рок-н-ролл, хэви-метал, и авангард, который скрипит гвоздем по крыше и стучит металлическим молоточком. Металл — многоликий трикстер и пересмешник. Это и грохочущий лист, изображающий в кино грозу, и тонкий скрип струны, которым можно проиллюстрировать как ползет по столу комар. Все это может быть до бесконечности лирично, истерично, остро, грубо, тонко, мелодично. Мне сложно остановиться, это ведь палитра жизни, как она есть. Это то самое зеркало, в котором может отразиться всё.
Вот, пусть будет так. Когда мы создаем для обеспеченных людей предметы роскоши, либо элементы оформления, которые эту роскошь и статус так или иначе символизируют, мои ассоциации — индустрия статусных развлечений: опера, мюзикл, джаз, современная клубная культура.

Если я декорирую латунью интерьер для коктейльных вечеров, то в выборе цвета для патины мне поможет сориентироваться музыкальный фон 30-х, 50-х или 70-х. Панно, скульптура, камин или коллекционная авторская консоль для галереи может быть сделана в расчете на то, что ей будет в итоге владеть рэпер Канье Уэст.
Помню дизайнер Ника Лойко публиковала фото интерьера Chad Сafe, который у меня стойко ассоциировался с Дэвидом Боуи образца Space Oddity. С такими образами мне работать очень удобно.

№7
Нужны ли тебе при работе с металлом идеи, концепции или металл сам задает решение?
Конечно нужны, просто необходимы. При работе с любым материалом ремесло дает базовое движение. Если ты умеешь держать в руке кирпич и делать с ним то, что принято, в первую очередь, ты кладешь стены. Но если ты заинтересован, образован и устремлен, то используешь кирпич более широко.
При работе с металлом ты можешь выбрать одну из списка базовых профессий. Стать слесарем, кузнецом, починять примус или закручивать саморезы. А в пределе ты — создатель миров и завораживающих историй. О'кей не будем разгоняться до космических кораблей. Ты — создатель завораживающих объектов желания. Предметов, которые пробуждают эмоции или просто создают комфортную среду.
В пространстве такой задачи и работает, как правило, дизайнер. Он насыщает мир чем-то знакомым и понятным и, с другой стороны, достаточно ярким, новым, чтобы нас это увлекло. На моей руке живет металл — часы с металлическим браслетом. Их тоже сделал дизайнер.
При работе с формованным металлом материал, конечно, предъявляет некоторые требования. Если ты умеешь металл гнуть, то будешь говорить на языке изгибов и складок. Если предпочитаешь лить, то будешь говорить на языке литейной пластики. Повторять, дублировать, воспроизводить литьем то, что исходно слеплено в пластилине или гипсе.

Гостевой дом для художников в Абрамцево
↑ Ателье Евгения Миленького,
фотограф: Полина Завельская
Массой и поверхностью ты дашь новую жизнь вылепленной заготовке.
Евгений Миленький
Я помню, как отливал кронштейны для каминной полки из бронзы. Заготовки для них я делал из пенопласта и для того, чтобы получить правильную фактуру, пришлось этот пенопласт поджигать. Загораясь, он пузырился, и при воспроизведении в литье дал классную ноздреватую поверхность, похожую на травертин. Сама история об этой многократной обманке приятна. Вообрази: пластик, металл, а дальше ты видишь воспроизведённый травертин. Кронштейн получился похожим на обломок венецианской архитектуры. И вот этот архитектурный обломок получен через подожженный пеноплекс, продублированный бронзовым литьем! Представь, какой цикл!
Каждый металл диктует тебе: «Я могу вот так, а так со мной нельзя». Каждый материал даёт свои ограничения, и ты их принимаешь, как правила игры. И ты их обманываешь, если виртуозно умеешь обходить ограничения, и знаешь достаточно много технологий, чтобы заменить одни другими и использовать их на полную катушку.
Когда китаец делает фарфоровую чашку, которая выглядит, как скорлупа, вопрос не только в ее тонкости. Шик, когда она достаточно тонка, но при этом остается чашкой. Она не должна лопнуть в руках и превратиться в обломки. Мы натягиваем тетиву между возможным и желаемым. Каждый материал заставляет тебя находить индивидуальное решение задачи. Это рискованно и очень классно. Для прогресса необходим ежедневный риск. Ты часто можешь быть не уверен в результате, но желание идти дальше и обеспечит тебе рост над собой.

Left
Right
↑ Евгений Миленький, фото из личного архива. Фотограф: Наталия Федорова
№8
Что переводит работу по металлу в плоскость искусства?
Когда, словно олимпийский чемпион, преодолеваешь ограничения, которые казались незыблемыми. Когда сделал больше, чем считал возможным. У каждого ремесла есть свои планки. Формовщики, например, ценят отсутствие сварки, следов преодоления тяжести, хрупкости материалов. Когда ты поднимаешь большую высоту на листе, то рискуешь прорвать металл. Любая сфера — это уже некое преодоление. Любое тело, стремящееся к форме шара, уже немножко играет с физикой на грани возможного. В этом я вижу искусность как одну из составляющих слова «искусствo». Искусственность — тоже про искусство. А для меня ценно, когда ты можешь высоко летать и на уровне смысла.
Мне как мастеру весело и ценно преодолевать некие внутрицеховые правила. Показывать свое мастерство и уровень — это тоже часть искусства, это важно для декоративно-прикладных задач.

Мне важно, чтобы вещь была красивой, классных пропорций, со здоровым масштабом. Чтобы у нее было все хорошо с пластикой, чтобы она удовлетворяла дизайнерскому, архитектурному вкусу. Чтобы она была как красивое здоровое тело, или, если оно уродливо, то достоверно уродливо. Задача — схватить и достоверно передать этот образ. Когда Шаляпин изображал лешего, он и в этом был высок.
Когда ты скульптурно достоверен и пластичен, это тоже про искусство и высокие вибрации. Здорово, когда сложное выглядит простым, это высокий полет. Когда не видно усилий и того тяжелого труда, который ты приложил, чтобы это сделать. Круто, когда ты можешь идти без страховки по веревочке, и всем кажется, что у тебя это легко получается. Применительно к металлу это значит изобразить воду, тело, глаз так, чтобы это был взгляд. Создать эмоции. Сделать цвет, которого в металле обычно не увидишь.
Гостевой дом для художников в Абрамцево
↑ De Castelli
Недавно я получил на латунной поверхности очень классный цвет. Там было что-то и от дерева, и от фруктов, и от ягод. Все это играло в интерьере тепло и радостно, как заходящее солнце. Металл так здорово рефлектировал, он давал интерьеру нужный цвет, оставаясь при этом металлом. В этом была загадка. Классные эмоции рождались раньше, чем глаз узнавал, как это сделано. Сначала ты чувствуешь удовольствие, а потом приходит понимание. Хвалишь самого себя и кажется, что в этот момент ступаешь по территории, близкой к искусству.
Могу представить три разные ситуации, в которых может прозвучать: «Мы сделали искусство». Когда мои коллеги по ремеслу говорят «это искусство», я понимаю что сделан яркий жест или важный шаг в рамках профессии, он оценён «по гамбургскому счету», среди своих.
Когда дизайнер или заказчик говорят: «Вы воплотили нашу фантазию, это настоящее искусство!» Понятно, что это высшая оценка, что очень приятно.
Приятно и важно быть причастным к изготовлению real art, когда мы анонимно производим объекты коллекционного дизайна по заказу дизайнеров или галерей.
Вместе с тем в наиболее строгом смысле слова, я «сделаю искусство», когда объект моего авторства оцененный экспертами рынка будет выставлен и продан в галерее как арт объект.

№9
Что ждут от металла в интерьере заказчики? Есть ли у них заблуждения относительно этого материала?
Не думаю, что есть заблуждения. Есть ожидания, связанные с историческим прошлым металла. Помним про гайку, чугунный мост, канализационный люк, автомобиль, самолёт и прочее. Все это в металле и якорь, и каркас. Оно может дать тебе прочную базу для восприятия, а может и тяготить. Не всегда классно, когда твоя пепельница напоминает якорь или канализационный люк, правда?
Важно, когда камин, сделанный, как перышко, рефлектирует, как металл, и ты понимаешь, что он обработан с применением усилий, знаний, технологий, а значит прочен и добротен. Благодаря этому предмет может выглядеть более настоящим, чем мы привыкли видеть в среде, наполненной копиями, легко воспроизводимыми серийно.
В металле можно разглядеть и оцинкованную крышу, и ржавый забор, и скульптуру
Металл удовлетворяет разные потребности.
Когда делаешь для клиента вещь из металла, то работаешь с его ожиданиями, поэтому важно эти ожидания выяснить, понять уровень запроса, увидеть интерьер, услышать, как человек говорит, считать его нарративы, его историю. Часы, автомобиль, ювелирка — это один повествовательный ряд. Игла патефона, музыкальный инструмент, микроскоп, булавка — совсем другой образ для фантазии, совсем другой способ себя описывать.

↑ De Castelli
В металле можно разглядеть и оцинкованную крышу, и ржавый забор, и скульптуру
Металл удовлетворяет разные потребности.
Евгений Миленький
Всегда найдется человек, который удивит тебя. Каждый из нас проживает индивидуальную историю. Конечно, привыкаешь типировать людей, но не нужно обманываться. База твоих ожиданий не может быть идеально полной, ее всегда нужно расширять. Будь готов удивляться. Клиента нужно узнавать достаточно подробно, чтобы понять, что для него значит кофейный столик, камин, барная стойка и еще что-то. Даже яхту каждый себе представляет по-разному.
Я люблю приводить такой пример. Не бывает клиентов, которые хотят некрасивый камин. Все хотят красивый, но для всех красота разная. Одним красив чугун, другим — жесть. Так и работаем.
Для кого-то красив айфон и это тоже о многом говорит. Это высокий ведь полет технологий, это наше настоящее, даже не будущее. Камин неизбежно будет похож на айфон, так же как и сейчас некоторые мои камины похожи на автомобили. Но, возможно, в будущем будет место показать, что я помню, как выглядело металлическое колесо в телеге, оцинкованное ведро со скрипящей ручкой, водонапорная колонка. От Эйфелевой башни до айфона — длинный путь, но это все есть в металле, и всем этим набором образов, грубо говоря, от бронзового топора можно пользоваться. Это все твои краски, которыми ты можешь рисовать.
Что касается заказчиков, их ожиданий, их опыта, и их образов, связанных с металлом, это взаимовлияющая история. Мы приносим заказчику возможность, технологии и наши достижения на уровне нашей работы с материалами. А заказчик приносит такие запросы, которые порой поражают и сбивают нас с ног. Коллаборация, сплав двух источников идей вместе рождает что-то классное третье. Ценить надо и то, и другое: уникальный запрос и уникальный подход к исполнению.

Гостевой дом для художников в Абрамцево
↓ Ателье Евгения Миленького
№10
Каким ты видишь будущее металла в интерьере?
Скорее всего, будущее нас всех удивит. Говорить о нем что-то уверенно, конечно, сложно. С настоящим бы разобраться.
В настоящем я вижу библиотеку возможностей, гигантскую палитру образов. Мы до сих пор не выросли из постмодернизма и никуда не переехали. Вавилон еще не упал, мы продолжаем разговаривать с богами, потому что они проявлены во всем.
Вообще это классный вопрос. Заметный тренд современности — это эмоции. Все должно быть чувственным. Можно быть нелепым и наивным, несовершенным, но важно быть достоверным. Помню время, когда я стремился быть отчётливо не похожим на других, отличаться от нормы. Сейчас тренд скорее требует от меня уметь попасть в личный опыт зрителя, и зацепить его «терапевтично».

За помощь в подготовке и организации материала благодарю Валерию Ефанову.
Напишите мне письмо
Если вам есть, что рассказать о новых продуктах
и технологических решениях моей аудитории, напишите мне