вопросов
об орнаменте

мнение экспертов

10


{

}

Татьяне Кореляковой

Мастер декоративной росписи, декоратор, специалист по русскому стилю — о современном потенциале древних культурных кодов и месте узоров и паттернов в современном интерьере.

Татьяна Корелякова — декоратор, мастер декоративной росписи, художник-орнаменталист. Более 30 лет занимается предметной, интерьерной росписью и творческой работой по изучению исторического орнамента и его применению в современной предметной среде. Находит интересные, но несколько забытые национальные и региональные истории, проживает их и открывает для жизни в современности.
№1
Какое место занимает орнамент в человеческой культуре?
Орнамент имеет большое цивилизационное значение. На языке орнамента до сих пор рассказываются самые важные истории человеческого сообщества: о понимании устройства мира, о религиозных верованиях, о власти. Орнамент — непременный спутник любого архаичного ритуала, который обозначает важные вехи жизни человека от рождения и до смерти. Это важнейшая часть культурного кода и некая разделительная черта между миром природы со своими законами, которыми люди не управляют, и пространством, где всё происходит по воле и мысли людей. Ведь в природе, если вы заметили, практически нет строгих ритмов, симметрии, прямых углов и правильных геометрических фигур. Зато их много именно в орнаментах! Такое структурирование, видимо, помогало людям познавать, осознавать мир и своё в нём место.
№2
А каково его место в интерьере?
Исходя из вышесказанного, и в интерьере орнамент имеет большое концептуальное значение. Он помогает зонировать пространство, подчеркивает формы помещения и предметов, делает необходимые доминантные акценты, констатирует статус и социальное положение, религиозно-философские воззрения, национальную принадлежность, создаёт необходимое настроение своим ритмическим строем, работая в паре с цветом. Как вы видит, ролей у орнамента много и все они важные для гармоничной жизни социума.
№3
Для любого народа орнамент — это культурная и вневременная связь между поколениями, визуальный национальный код, рассказ о быте и устройстве вселенной. Насколько важно понимать эту орнаментальную тайнопись современным декораторам и дизайнерам?
Я думаю, что это даёт большую свободу для работы. Если дизайнеры и декораторы чего-то не знают, то всегда можно проконсультироваться со специалистами.
Изучение орнаментальной стилистики в образовательном профессиональном пакете — скорее плюс, чем минус. К тому же, если у вас тематический объект с ярко выраженным стилем, то под такую практическую задачу в любом случае придётся это сделать!
В любом декораторском проекте наряду с цветовыми и фактурными картами создаются карты декоров и это абсолютно необходимый инструмент! Это та часть, которой лично я уделяю немало внимания. С помощью орнаментов, работая в связке с заказчиками, тонко, грамотно визуализируя их внутренние чувства и триггеры, можно создать в каждом помещении уникальную комфортную атмосферу, которую захочется сохранять годами, а то и десятилетиями, да и вообще оставить по наследству!

Заказчики с удовольствием включаются в концептуально-стилевые подборы и начинают совсем по-другому потом относиться к своим пространствам! Это стоит того, чтобы дизайнер и декоратор знали больше об искусстве орнамента и его смысловых аспектах, так как это реально помогает получать результат с другим уровнем качества практически при тех же ресурсах.
↑ эскизы мебели в стиле модерн
№4
Почему специалисты по интерьеру часто избегают и сторонятся орнаментов? Какие существуют стереотипы, заблуждения в этой сфере?
Мне кажется именно потому, что отсутствуют достаточные знания о предмете и навыки эффективно их применять. Я часто слышу, что орнаменты «грузят и давят», это уже прямо мантра. Но правда в том, что грузит и давит не орнамент, а его неправильный подбор по ритму, масштабу, стилистике и цвету. И ещё существует расхожее мнение, что орнаменты с человеком и животными — это «ту мач»…
Я, конечно, воспринимаю это с юмором, но работаю в заказных позициях исходя и из такого ТЗ. Чтобы «костюмчик сидел», нужно с этим работать, вписывать декоры в конкретное пространство, выверяя каждую деталь и форму. Если нужно, то создавать индивидуальные и уникальные решения. Часто ли сейчас работают столь тщательно? Боюсь, что нет! Берут стандартные позиции, механически их миксуют, компонуют… а потом удивляются, что результат плохой и негармоничный, в пространстве трудно находиться.
У меня случались курьезные истории, когда разные заказчики, в том числе и из дизайнерской среды, неизменно в течение многих лет приносили как образец взятую «из интернета» модель расписной двери фирмы «Италон» (уверена, что многие её узнают). Будто бы единственное во вселенной орнаментальное решение для двери! В то время как мои предложения разработать индивидуальное решение с учётом именно их помещения встречали с большим изумлением, не предполагая, что это абсолютно реально.

↑ эскизы Татьяны Кореляковой
№5
Орнамент может сделать интерьер визуально богатым, а может начать доминировать и утяжелять его. Где проходит эта граница?
По профессионализму и чувству гармонии того, кто работает над интерьером. Ведь интерьер создаётся из взгляда и ощущений самого человека. А это поддаётся совершенствованию и развитию.
Самая частая ошибка — это неправильная масштабность и неграмотная, грубая эклектика. Я себя в этом плане тренирую тем, что смотрю хорошие интерьеры разных стилей и эпох, работы современных декораторов и звезд дизайна и тщательно анализирую на предмет того, почему всего много, но оно «держится». Обратите внимание, это ведь всегда так!
↑ Виктор Михайлович Васнецов.Эскизы декораций к опере Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка»
Самая частая ошибка — это неправильная масштабность и неграмотная, грубая эклектика.
Татьяна Корелякова
↑ эскизы Татьяны Кореляковой
№6
Можно ли сказать, что ни один стиль невозможен без орнамента? Ведь благодаря ему мы безошибочно отличаем ар-деко от готики. Можете сформулировать, по каким характерным чертам можно узнать русский стиль?
Без орнамента может обойтись только один стиль — минимализм. Остальные известные нам стили и стилевые направления в основе своей обязательно имеют набор орнаментальных канонов, которые являются важной частью любой стилевой концепции.
Вопрос про особенности русского орнамента, пожалуй, оказался самым трудным и интересным. Мне пришлось практически заглянуть в себя, готовя ответ. Я бы сказала, что характерной чертой русских орнаментов является особая избирательная эклектика, которая транслирует образы «райского сада».

Русский орнамент всегда находился под большим влиянием Востока и Запада, он воспринимал разнородные элементы и трансформировал их в новые формы, создавая уникальный мир художественных образов, которые должны были рассказать о небывалых странах и невиданных краях. Орнаменты как правило сказочны и содержат очень мало моделей реальности, в отличие от прототипов.
Русским орнаментам также свойственно особое чувство архаичной геометрической стилизации, которое в ХХ веке позволило создать авангардное направление в искусстве. Не секрет, что оно базируется на принципах этнической орнаментики. Эти две черты противоречивы, но существуют в рамках одного направления и это тоже особенность!

Без орнамента может обойтись только один стиль — минимализм. Остальные известные нам стили и стилевые направления в основе своей обязательно имеют набор орнаментальных канонов, которые являются важной частью любой стилевой концепции.
Татьяна Корелякова
№7
Есть ли место в современном интерьере русскому орнаменту?
О, мой ответ будет, что называется «с пристрастием»! Вы же не надеетесь, что человек, изучающий русский стиль уже много лет, скажет «нет»? Конечно есть, а если нет, то его нужно обязательно расчистить! Потому что мы имеем дело с огромнейшим пластом декоративных решений и образов, которые при должной обработке великолепно вписываются в современный контекст, дают яркую индивидуальность и предметам и пространствам. Я с изумлением обнаружила это в своих исследованиях, когда древнерусский орнамент XIII века ложился на современные формы, подчеркивая их, а не разрушая и давал прекрасные декоративные связки. Конечно, нужно иметь знания и вкус, хорошо работать с пропорциями, сочетаниями цвета, фактур и декоров, не бояться что-то менять, нужно много контакта с материалом и «ручные настройки» при подборе, много интуиции. Но отсутствие автоматизма в дизайнерской и декораторской работе всегда окупается и приносит успех!
↑ эскизы Татьяны Кореляковой
№8
Что вы посоветует человеку, который решит начать изучать орнамент? Какие вехи ему нужно пройти, что прочесть, где побывать?
Начать со сбора личных впечатлений. Бывать на выставках, экскурсиях по интересным местам, фиксировать в отдельный блок именно орнаментальный визуал, чтобы понять, насколько среда насыщена орнаментом. Можно потом делать из этих фото стилевые коллажи. Только после такого пласта насмотренности, (подчеркну, что он начальный и совсем недостаточный) можно приступать к чтению специальной литературы, которая классифицирует орнаменты и раскрывает их историю, символику.
Для дизайнера и декоратора важно научиться не просто воспринимать орнамент визуально, но и анализировать декоры по тематике, цвету, пластике и композиции, пропорциям.

Сориентироваться в предмете помогут несколько проверенных временем изданий. Это книга Ю.Я. Герчука «Что такое орнамент. Структура и смысл орнаментального образа». Многотомные подборки Веры Ивановской «Орнамент всех времен и стилей». Также очень рекомендую книгу Я.Г. Чернихова «Композиционно-классические построения» — тут максимально подробно о любимых современниками геометрических орнаментах. Освоив эту базу, можно дальше бесконечно долго упражняться в изучении орнаментального материала в музеях, на выставках, в интерьерах и на улицах городов, в интернете. По каждому стилевому направлению есть много литературы от российских и зарубежных издательств, которую я не могу привести в формате ответа на вопрос интервью, но при желании она находится. Конечно, я имею и список литературы по русскому орнаменту, который нам изучать нужно отдельно, но по тому же алгоритму.
№9
Вы занимаетесь исследованием и разработкой орнаментов. В чём вы видите свою миссию?
Прежде всего своей работой я хочу разрушить сложившиеся стереотипы, мешающие качественному присутствию орнамента в нашей жизни. Вторая большая задача касается именно русского орнамента. Я пытаюсь его всесторонне переосмыслить и, основываясь на археологическом и этническом материале, предложить современные решения, которые призваны восстановить связь времен. К тому же для этого сейчас сложился очень подходящий ситуационный момент и запрос от социума.
Третье мое большое устремление — продолжить традиции Абрамцевского художественного кружка и развить те идеи симбиоза народного в большой исторический стиль, которые были заложены еще в XIX веке. Поэтому в моем творческом списке — эксперименты с различными техниками и видами ДПИ.

В. А. Гартман. Студия в Абрамцеве. 1872.
Гостевой дом для художников в Абрамцево
Еще неплохо было бы повлиять на массовое производство, внедряя качественные орнаментальные разработки в ассортимент мебельных мастерских, керамических, текстильных и швейных производств, кузнечных и стекольных цехов, которые ставят своей задачей творческое развитие традиции. Я открыта к абсолютно разным коллаборациям в сфере стилевых и орнаментальных разработок в русской тематике и люблю решать именно сложные задачи!
↑ эскизы Татьяны Кореляковой
№10
Каково будущее орнамента в мире, где стираются культурные и национальные границы и при этом очень силен визуальный шум?
Я в этом отношении оптимист. Мне кажется, что все профессионально сделанное, настоящее, вызывающее отклик останется с нами, несмотря на особенности современной жизни. Яркий пример тому — орнаменты Уильяма Морриса, популярность которых, несмотря на смену эпох и укладов, не проходит, а только набирает обороты и рождает всевозможные вариации!
↑ William Morris
Кроме того, такие бренды как ETRO и Hermès блестяще работают с орнаментальными решениями для интерьера и предметов быта, переосмысливая разные стилевые направления и, насколько мне известно не собираются перепрофилироваться. Очень интересен и продуктивен опыт дизайнера Клауса Хаапаниеми (Klaus Haapaniemi), который создает прекрасные коллекции посуды, тканей, обоев на основе авторских орнаментальных образов. Допускаю, что вместо национальных появятся орнаменты интернациональные, символически выражающие новые визуальные постулаты.
Орнамент — это невероятно пластичная вещь, он способен и сохранять многое, и меняться вместе с эпохой. Во всех этих процессах я хочу активно участвовать с максимальной степенью погруженности, это потрясающе интересно! Убеждена, что поиски можно и нужно систематизировать, чтобы в России появилась своя орнаментальная школа с яркими именами, позволяющая решать различные стилевые и дизайнерские задачи.

↑ Klaus Haapaniemi
Орнамент — это невероятно пластичная вещь, он способен и сохранять многое, и меняться вместе с эпохой. Во всех этих процессах я хочу активно участвовать с максимальной степенью погруженности, это потрясающе интересно!
Татьяна Корелякова
За помощь в подготовке и организации материала благодарю Валерию Ефанову.
Напишите мне письмо
Если вам есть, что рассказать о новых продуктах
и технологических решениях моей аудитории, напишите мне