вопросов
о натуральном камне

мнение экспертов

10

{
}

Эксперт по камню, директор и совладелец компании Bistone Сергей Долженок рассказывает о том, какое место камень занимает в современном интерьере, о передовых технологиях камнеобработки и мастерах, возводящих работу с камнем на уровень искусства.

10 вопросов
о натуральном камне

Сергей Долженок, директор и совладелец компании Bistone, основанной в 1994 году. За 30 лет работы «в камне» реализовал сотни проектов в России, странах СНГ, Европе и Африке. На сегодняшний день профессиональные интересы лежат в области реализации сложных архитектурных проектов, с применением натурального камня. Это технически сложные задачи, требующие глубоких знаний самого предмета камня, мирового рынка природного камня, технологий производства и монтажа. Читает лекции о камне для архитекторов и дизайнеров. Увлечён фотографией, альпинизмом. Женат, отец четверых детей. Родился, живет и работает в Москве.

№1
В чём отличие натурального камня от искусственных, подражающих ему материалов?
Разница между оригиналом и имитацией, по-моему, очевидна во всём, от секса до высоких образцов в музыке, живописи, архитектуре, дизайне… Казалось бы, кому интересны подделки? Наверно никому! Но нет, к моему изумлению я наблюдаю шквал керамогранитного ассортимента под мрамор, оникс, полудрагоценные камни… Эти материалы буквально наводнили рынок.
Я не имею ничего против керамики, более того я её большой поклонник. Но зачем же «под мрамор»? Бог с ними с заказчиками, я про тех, кто создаёт безвкусные интерьеры с применением эрзац материалов. Конечно можно вместо масла использовать маргарин, класть сахарин вместо сахара, цикорий вместо кофе, но будет невкусно. Спросите любого шеф-повара, с такими ингредиентами звезду Мишлен не получишь.

↑ Jean-Louis Deniot
Итальянцы запустили в 2020 году отличный проект, который называется «NO FAKES natural stone is better». В своём манифесте организация Pietra naturale autentica обращается ко всем, «кто верит в культуру, красоту, уникальность и подлинность натурального камня». В проекте принимают участие всемирно известные архитекторы и дизайнеры, такие как Сетсу Ито (Setsu Ito), Стефано Боэри (Stefano Boeri), Марко Пива (Marco Piva), Антонио Ирачи (Antonio Iraci) и многие другие. Они рассказывают о своём отношении к природному камню, о роли камня в культуре и мировой архитектуре, о своих проектах в разных странах, включая Россию.
Вот ты держишь в руках полированный обработанный кусок камня. Он был добыт в карьере, который находится в другом полушарии нашей планеты, в горах, на высоте сотен метров. Там из скалы вырезали монолитный блок весом в двадцать пять тонн, погрузили на корабль, доставили через океан в Италию, где его распилили на слэбы, которые прошли несколько этапов обработки на современном, высокотехнологичном производстве.

Этот слэб существует в единичном экземпляре, он уникален, больше таких нет и не будет. Дальше этот слэб месяц плыл к нам в Москву, и только после этого, здесь на производстве мы сделали из него красивую столешницу и смонтировали её объекте. Разве эта столешница может стоить дешевле или столько же, сколько столешница из керамогранита с напечатанным на нем принтом? А что касается непрактичности натурального камня, то это разговоры в пользу бедных. Правильный выбор камня и его защиты решает все проблемы.
№2
Ты согласен, что натуральный камень добавляет интерьеру статус?
Безусловно. В любом описании дорогой недвижимости, пятизвездочных отелей, модных ресторанов обязательно упомянут натуральный камень, если он там есть. Важнейший для статусности фактор — натуральность отделочных материалов. При сегодняшнем глобальном засилии синтетики, иметь в своём доме частичку Доломитовых Альп, Амазонской сельвы или Гималайских предгорий… по-моему, просто прекрасно!
Включать в свои проекты отделку из экологически чистых, природных материалов не только умно, но и престижно. Все хотят естественности, безыскусственности. Ведь натуральных материалов в отделке не так уж много: дерево и камень. И если деревом в наших краях никого не удивишь, то с камнем в России не всё так просто. К сожалению, у нас нет культуры использования камня в быту. Его в России применяли в первую очередь в архитектуре, воспевающей власть и религию. Царские палаты, императорские дворцы, соборы и храмы, позже в эпоху социализма — дворцы для народа, метро, театры.
Гостевой дом для художников в Абрамцево
↑ Детали Московского метрополитена
В частном быту камень в новой России появляется лишь в начале 90-х годов ХХ века. Всего-то 30 лет назад! Я отлично помню, как это происходило, потому, что именно тогда мы и начали заниматься этим бизнесом. В те времена камень в проектах применяли по большей части дико и гипертрофированно. Но было очень интересно! Архитекторы откликнулись сразу. Многие из них сейчас звёзды. Новый материал, новые возможности! А какие были клиенты! Один г-н Брынцалов чего стоил! И да, все кинулись поднимать статус, покупать камень. Проекты были невероятные. В одном таком проекте у нас только главный санузел пол-стены-потолок-подсветка 450 м2 был сделан из отборного мексиканского оникса.
Сейчас конечно потише, архитекторы и дизайнеры научились использовать этот сильный материал дозированно, иногда совсем в небольших количествах, но камень есть практически всегда и во всех проектах.
Да, камень и статус неразделимы. Но обязательно ли это должно быть дорого?
Опытные дизайнеры знают, что статусность не обязательно равна дороговизне. Недавно мы провели маркетинговое исследование. Взяли для примера обычный банальный подоконник и посчитали его в московских фирмах из камня, дерева, искусственного камня ламината. Камень с деревом разделили второе место. Первое — у искусственного камня. Но подоконник из искусственного камня не поднимет статус вашего интерьера, в отличие от подоконника, сделанного из натурального материала.

Бразильский гранит Mystic Grey.
↑ бразильский гранит Mystic Grey
№3
Камень это про роскошь, эстетику или больше про функционал и долговечность?
Отвечаю сразу. Камень – это про роскошь, эстетику, функционал и долговечность. Но давай по порядку.
Конечно же, камень это про долговечность. Всё, что дошло до нас из глубины веков, сделано либо из металла, либо из камня. Про функциональность скажу так: таким набором качеств, от эзотерических до чисто практических как камень не обладает ни один материал. Камень — это большая архитектура, интерьеры, предметы роскоши и ювелирные украшения.
Про роскошь. Не так давно в одном проекте мы сделали из дорогущего бразильского прозрачного белого кварцита Iceberg, светящийся со всех сторон пилон. Незадолго до этого Сезар Перес (César Pérez Becerril) спроектировал монумент «Стелла света» (Estela de Luz) в честь 200-летия независимости Мексики от Испании.
Стелла света — это шпиль, возвышающийся в небо на высоту 104 метра. Он тоже покрыт кварцитом Iceberg и подсвечен изнутри. Один и тот же материал, одна и та же технология подсветки и монтажа. В одном случае это 20 м2 в другом 2000 м2. И то и другое — роскошь. В первом случае это роскошь, которую смог себе позволить русский человек, во втором случае это роскошь, которую смогла себе позволить Мексика.

↑ «Стелла света» (Estela de Luz)
Или взять к примеру, столешницу на кухне в московском пентхаусе и столешницу на обычной кухне где-нибудь в провинциальной Тоскане. Обе сделаны из одного и того же каррарского мрамора примерно одних и тех же размеров, но на одной третье поколение месит тесто для пиццы, режет без досок мясо, сыр и помидоры, колет орехи, а с московской сдувают пылинки, и хозяйка периодически впадает в истерику от любого пятнышка на идеальной поверхности. Так что считать роскошью, где её пределы, в чём её суть? Думаю, всё в наших ощущениях, в том, как мы к этому относимся.
Для меня, например, камень — это место. Если я вижу итальянский классический травертин, то думаю про Колизей. Жёлтый иерусалимский камень, для меня материал, из которого построен Вечный город. Юрский камень – Бавария. Заходя в Исакий, я знаю откуда, из какого места привезён каждый из десятков камней, использованных в его отделке.

↑ Детали Исакиевского собора
№4
Что дизайнер и частный заказчик должны знать о камне?
Заказчик должен узнать от своего дизайнера, что правильно подобранный в проект камень — это красиво, престижно, надёжно и полезно. Всё.
Дизайнер, а уж тем более архитектор, должны обладать более глубокими познаниями о камне как об одном из базовых материалов.
Да, конечно всего знать нельзя, да и не нужно. Но мрамор-то от гранита дизайнер отличать как минимум должен, не говоря уж о их свойствах. Где минимальные познания в материаловедении? Люди платят сотни тысяч, миллионы за обучающие курсы, на которых ни словом не упоминается о камне – одном из основных строительных материалов.
Европейские студенты, изучающие архитектуру и дизайн, проходят путь от карьера до интерьера и фасада в обязательном порядке своими ногами. Поэтому в их архитектуре и дизайне есть культура работы с натуральный камнем. А что у нас? Керамогранит с принтом «под оникс», бабочка, подсветка? Мы конечно делаем, что можем. Читаем лекции, ведём соцсети, пишем статьи, проводим семинары в шоу-руме. Но глянцу это не интересно, серьезных профильных порталов нет, лишь некоторые школы уделяют этому хоть какое-то внимание.

Европейские студенты, изучающие архитектуру и дизайн, проходят путь от карьера до интерьера и фасада в обязательном порядке своими ногами.
Сергей Долженок
↑ Vaselli
№5
Какие заблуждения чаще всего встречаются у дизайнеров и частных заказчиков в вопросах, связанных с натуральным камнем? Какие ошибки допускаются в работе?
Одно из наиболее частых заблуждений — это смертоносная радиоактивность натурального камня. Это фейк. О том, как и зачем это было сделано рассказано в статье моего коллеги Анатолия Башкирова.
Другое распространенное заблуждение: «Камень — это непрактично, за ним требуется сложный уход». Это не так. Всё зависит от правильного выбора материала. Для рабочей поверхности нужно выбирать соответствующий камень. Если вы для кухонной столешницы возьмете мягкий, пористый, сильно впитывающий материал, то у вас начнутся проблемы на следующий день эксплуатации. К сожалению, зачастую дизайнеры руководствуются в первую очередь внешним видом, предполагая заключительным этапом жизни своего проекта фотосессию в Instagram.

Ещё одно заблуждение: «Камень это очень дорого». Есть и дорогие, и очень дорогие кварциты, ониксы, мраморы. Но есть и вполне бюджетные и в то же время достойные варианты природных камней. Мраморный подоконник, который не размокнет, не рассохнется, не поменяет цвет в отличие от других материалов, вполне себе может стоить дешевле подоконника композитного или деревянного.
№6
Топ-5 видов камня для интерьера по твоему опыту.
Мой личный топ меняется каждый год. Тут есть несколько факторов. Первое — это развитие добычи природного камня в мире. Сейчас, например, идёт кварцитовый бум. Бразилия выбрасывает ежегодно такое разнообразие экзотических кварцитов, что просто диву даёшься, путешествуя по их реальным и виртуальным стокам. Декоративность этих камней не оставит равнодушным никого.
Турция, Китай и Бразилия каждый год выдают нам по несколько новых камней фантастической декоративности и цветовых сочетаний. Этим материалам даются шикарные, люксовые имена, они появляются в проектах модных дизайнеров и известных архитекторов. Так формируется второй фактор — мода.
Как и весь фешн, мода на камень циклична и она возвращается. На популярность камня влияют и тренды. С приходом кирпичных лофтов к нам вернулась уже забытая терракотовая Росса Верона. С развитием предметного дизайна мы опять стали видеть в проектах тёмно-вишнёвый мрамор Rosso Levanto, жёлтый Giallo Siena и изумрудно-зелёный Verde Guatemala. Последнее время всё чаще и с большим удовольствием мы работаем с зелеными камнями. Благо, что цветов и оттенков зеленого сейчас и вправду огромный выбор.
Лично мне всегда нравились эти самые зеленые камни. Бразильский кварцит Verde Bamboo, ирландский мрамор Irish Green, китайский Сonnect Marble и Verde Ming. Чемпион по розовым камням у нас безусловно Португалия, и я очень люблю эти нежно-розовые, креветочные и лососевые португальские мраморы. Мои серые фавориты на сегодня бразильский гранит Mystic Grey и доломит из Андорры Moon Gray. Ну и конечно великолепная, ни с чем не сравнимая белая Carrara!

  • Rosso Levanto
  • Giallo Siena
  • Irish Green
  • Сonnect Marble
↑ Verde Guatemala
№7
Что изменилось в индустрии камня?
В последние 10 лет произошли значительные изменения в камнеобработке. Конечно все традиционные методы остались неизменными. Резка алмазным инструментом, гидроабразивная резка, заколка, плавление, обработка плазмой и травление кислотами, все эти технологии используются и по сей день. Но техника совершенствуется, производители оборудования каждый год предлагают новые наборы опций и возможностей.
Невероятной эффективности в работе достигли высокоточные многокоординатные обрабатывающие центры, на которых можно изготавливать изделия сложнейших форм, вплоть до копирования классической скульптуры. Появилась новая инновационная химия для работы с камнем. В отрасль повсеместно стала проникать цифровизация.
Новые возможности привлекли внимание всемирно известных дизайнеров, работающих с натуральным камнем. За дизайнерами, как известно, идут бренды, за брендами — продажи.

↑ 1) Sotto la buccia trovi l'anima / Sylvestre Gauvrit
...2) Flourish / Jon Isherwood
...3) Diapason / Nicolas Bertoux
...4) Wave's Passage / Cynthia Sah
Надо рассказать об одном очень ярком и важном событии в мире камня. В рамках международной выставки Marmomac несколько лет назад был запущен замечательный проект The Italian Stone Theatre. При поддержке минэкономразвития Италии, ITA и ассоциации мраморщиков Италии, дизайнер Раффаэлло Галиотто (Raffaello Galiotto) и Винченцо Паван (Vincenzo Pavan) создали проект, объединивший камнедобытчиков, камнеобработчиков, дизайнеров, архитекторов и крупнейшие итальянские бренды. Этот проект не только поднял на новый уровень итальянских каменщиков и итальянские материалы, он показал всему миру ту связку, в которой нет второстепенных ролей, в которой важны и нужны все.
В итоге выиграли и бренды, и звезды архитектуры, и студенты, и крупные производители, и небольшие цеховые предприятия. Появилась масса коллабораций и партнёрств, новых имен. Вот это работа! Вот это я понимаю!

Приезжайте в конце сентября в Верону на Marmomac, зайдите в павильон №1, и вы увидите, каких результатов можно добиться, объединив одной идеей художника, мастера и продавца!
Сергей Долженок
↑ Sotto la buccia trovi l'anima / Sylvestre Gauvrit
№8
Какие страны, по-твоему, достигли мастерства и совершенства в работе с камнем? На кого надо ровняться?
Смотря о какой области работы с камнем мы говорим. Если о добыче гранита и массовом производстве изделий из него, то это безусловно Китай. Поднебесная производит колоссальные объемы гранитной продукции и делает это из года в год всё лучше и качественнее.
В производстве высококачественных слэбов из сложных материалов и эксклюзивных проектах лидирует Европа, в первую очередь, Италия. Если мы говорим о фасадах – Португалия. Если об объемных мраморных проектах — Турция.
Во всех странах есть свои особенности, например, Бразилия специализируется на добыче блоков, которые расходятся по всему миру. Сделать же изделия по проекту в Бразилии очень проблематично. А, например, в Китае можно найти камень из любой страны, и сделают из него всё что угодно. Конечно это лишь общий обзор. Везде есть те, кто могут больше и лучше в любой из областей нашего бизнеса.

Гостевой дом для художников в Абрамцево
↑ Openbox Architects, Carbondale
Безусловным лидером в индустрии природного камня является конечно же Италия. И вот почему. Итальянцы с их тысячелетним опытом негоцианства, врождённым чувством красоты и привитым уважением к чужому труду, смогли создать в каменной отрасли сплав искусства, ремесла и торговли, который и дает недосягаемые для нас пока результаты. Равняться-то мы конечно можем. И у нас есть опыт и мы тоже кое-что знаем и умеем. И у нас есть умные инвесторы, прекрасные архитекторы, опытные специалисты по камню, надёжные строители, но посмотрите, вы видели хоть один проект, воплощённый в том виде в котором он задумывался и проектировался? Я не беру сейчас частные проекты, хотя и там то же самое. Без доверия, взаимопонимания и взаимного уважения всех участников процесса нормальный конечный продукт не получается.
↑ Openbox Architects
№9
Какие инновации появились в работе с камнем? Как быстро они попадают на наш рынок?
Инновации конечно же есть, но их не так много в камнеобработке, которая возникла на ещё заре человечества. В основном они связаны с цифровизацией производственных процессов. Но есть и что-то новое. Камень становится тоньше, легче, прозрачнее. Толщина 2-10-12 мм уже норма, прочность камню придаёт подложка: алюминий, карбон, стекло, натуральная пробка.
Есть технология создания фольги из натурального камня, которая практически ничего не весит, но при этом лист такой фольги выглядит как обычный слэб. Эту технологию используют ателье, проектирующие и выполняющие отделку яхт, самолетов, космических кораблей.
Что-то принципиально новое сегодня в камнеобработке придумать сложно, все технологии уже известны и отработаны. Но какие-то из них находят своё новое применение, а продукты, произведённые по ним, приобретают новое звучание.
Например, мы сейчас активно работаем с литым базальтом. Это продукт литолургии (каменное литьё — ответвление металлургии). Натуральный базальт расплавляется при температуре 1400 градусов и разливается по формам с последующим медленным остыванием. В результате получается каменная плитка с потрясающим декоративным эффектом «литого чугуна», по своей твердости превышающая гранит.

Сейчас многие серьёзные производители высококачественных материалов большое внимание уделяют обработке каменных поверхностей. Появляется много новых, эффектных обработок. Поверхность камня царапается, скалывается, вытравливается кислотами, размывается водой под высоким давлением, обжигается плазмой и выбивается пескоструем, сглаживается и вылизывается алмазными щётками.
Все эти технологии миксуются и накладываются друг на друга, являя нам новые высокодекоративные поверхности. Как правило, эти технологические процессы фиксируются, доводятся до совершенства, далее такой поверхности присваивается имя, компания выдавшая новинку, регистрирует права, защищающие новую обработку от копирования.
В России освоены все базовые технологии работы с камнем. Есть умно и хорошо технически укомплектованные производства. Есть и небольшие цеха, работающие в своих авторских техниках. В общем и целом, всё можно сделать здесь, но если вам нужно нечто особенное, оригинальное, тогда нужно покупать билет в Италию.

↑ Marco Piva, Kreoo
№10
Куда сейчас движется применение камня в дизайне интерьера?
Архитекторы и дизайнеры, которые понимают и осознают ценность натурального камня, продолжают применять и культивировать камень в своих проектах. Как правило это образованные профессионалы высокого уровня, имеющие соответствующие их уровню заказы. Тут работа не прекращается, и слава Богу!
Что касается новых тенденций в интерьерной работе с натуральным камнем, то конечно же они есть. Камень уходит от причесанности, выхолощенности, монотонности.
Все эти бесконечные попадания жилки в жилку, вездесущие «бабочки», переходы от слэба к слэбу с сохранением рисунка, всё то, что увеличивает расход материала и стоимость работ в разы, потихоньку уходит в прошлое.
Нет, я конечно не против этих приемов, но как минимум там, где они уместны. Мы приветствуем всех, кто сделал выбор в пользу натурального камня, но с заказчиком нужно работать; объяснять его выгоду, просвещать, где-то даже воспитывать.
Посмотрите, как работают с камнем европейские мэтры. Рисунок камня специально дробится, укладывается в разных направлениях даже на небольших площадях, даже на мебели. И это не значит, что камень кладётся как попало, тут тоже необходимо правильно раскладывать материал, чтобы получился, как говорят каменщики, эффект «осенней листвы».

↑ Vaselli
Камень активно проникает в производство мебели. В кухонной мебели уже не просто отделываются тонким камнем фасады, из камня делаются и сами мебельные конструкции. Камень применяется для изготовления светильников, светопрозрачных интерьерных конструкций, предметов мебели. Во Франции, Италии и Испании есть небольшие ателье, поднимающие производство таких предметов на уровень искусства.
Те же обработки поверхностей. Их масса, но у нас это пока что отказ от полировки в пользу матовой поверхности.
Это как с золотом. Вдруг все решили, что золото — это пошло. Посмотрите на мозаику из золота 24 карата, да от неё глаз оторвать нельзя, а в проекте так вообще золотой огонь!

↑ Vaselli
Помимо полировки и лощения существует множество совершенно фантастических обработок, которые практически до неузнаваемости изменяют вид натурального камня. Во всём мире этим уже давно пользуются дизайнеры и архитекторы в своих проектах.
Cергей Долженок
Сегодня в работе с камнем — время обработок! Вроде как у нас сдвинулся с места, зашевелился предметный дизайн. Интерес к этому направлению растёт, в особенности у молодых дизайнеров.
Я читаю лекцию «Натуральный камень в современной архитектуре и дизайне» для предметников школы «Детали» и стараюсь следить за тем, что происходит в этой сфере в России. Но, к сожалению, по-прежнему, в предметном дизайне практически не используется природный камень.
Посмотрите на тех же итальянцев, практически в каждом интерьерном проекте есть или обеденный, или кофейный стол, сделанный именно под этот интерьер. В интерьерах санузлов, кабинетов, гостиных всегда есть аксессуары, сделанные из камня, применённого в отделке в этом проекте, интерьерная мраморная скульптура. Все эти составляющие современного интерьера можно разработать самим, заказать предметным дизайнерам или подобрать из ассортимента зарубежных интерьерных брендов.

За помощь в подготовке и организации материала благодарю Валерию Ефанову.
↓ Камин Bistone в проекте архитектора Бориса Уборевича-Боровского