Если вы убеждены, что место тераццо — исключительно на полу, что это устаревшая и скучная техника, то эта беседа коренным образом расширит и изменит ваше представление. Подтверждением новому взгляду послужат не только исторические реминисценции, но и примеры из новейшей истории дизайна.

вопросов
о терраццо

мнение экспертов

10


{

}

Вера Беликова — художник по мозаике, выпускница школы мозаики в Спилимберго. Окончив школу мозаики Scuola Mosaicisti del Friuli в 2017 году, она постоянно участвует в различных мозаичных выставках и проектах в Италии. В настоящий момент активно изучает наследие терраццо, сотрудничает с художниками и дизайнерами, экспериментирует и работает над собственными художественными и дизайнерскими проектами.
№1
Что такое в вашем понимании терраццо? Как вы его воспринимаете? Из каких
элементов оно состоит?
Для меня терраццо – это, в первую очередь, неповторимость поверхности, ведь его создание — это полностью ручной труд, и даже при использовании одних и тех же материалов невозможно получить двух одинаковых узоров. В силу этого терраццо также восприимчиво к творческим интерпретациям: цвет, текстура, декоративные решения каждого пола скрывают за собой каждый раз уникальную историю. Еще терраццо – это тактильное ощущение мягкой и гладкой поверхности, в которой, как в зеркале, отражается вид из окна. Последнее качество особенно дорого венецианцам, ведь почти вся их архитектура – это отражение в воде канала.

Основными элементами терраццо являются примерно 95% мрамора и 5% процентов связующего материала, будь то известь, цемент или смола. Мраморные гранулы разного цвета и размера создают неповторимую гармонию, которую сегодня поэтично сравнивают с современным «гипер-связанным» миром. Часто в массу также добавляют кусочки ценных пород мрамора, перламутра или смальту.

№2
Как связаны мозаика и терраццо? Что между ними общего и в чем различие?
По-итальянски терраццо чаще всего называют «Pavimento alla veneziana», по-русски «венецианским полом», однако такое покрытие берет свое начало из Древней Греции, где создавались полы из гальки, цементированной в полу с помощью извести или глины. Позднее в Древнем Риме различали «pavimenta» и «lithostrota», то есть напольное покрытие розоватого цвета из смеси извести и кирпича и непосредственно мозаичные полы, созданные из отдельных маленьких камней. На закате Римской империи и в Византийскую эпоху такое покрытие достигает своего совершенства в напольных мозаиках, полностью состоящих из мраморных тессер размером от 5 мм до 1 см, наколотых вручную. Поэтому исторически можно сказать, что терраццо – это «младший брат» мозаики.

В знакомом нам виде терраццо получает свое распространение именно в Венеции в XV веке, когда мастера из Фриули необъяснимым образом возродили уже веками забытую технику. В XVIII и XIX веках терраццо совершенствовалось, и более сложные и изысканные декоративные решения были осуществлены именно с включением мозаики.

Конечно, мозаика и терраццо обладают схожестью материалов и применения, однако сильно отличаются техникой реализации. Например, в итальянской культуре речь идет именно о разных специальностях и мастерах, соответственно «terrazziere» и «mosaicista».

№3
Какое место тераццо занимает в интерьере?
В первую очередь приходят на ум примеры роскошных полов на виллах и палаццо
Венеции, великолепная архитектура ар-деко. История терраццо увековечена во
времени, доказывая его изысканную красоту, экстремальную долговечность,
надежность и простоту в обслуживании. Плюс это широчайшая гамма цветовых и
декоративных решений, а в техническом плане заливной пол привлекателен
отсутствием видимых стыков и практически безграничной площадью.

Все эти качества позволили терраццо десятилетиями, а иногда и веками присутствовать в важных общественных зданиях и вокзалах, а также в частных резиденциях, на кухнях и в ванных, и так вплоть до 60-х годов, когда его заменили керамическая плитка и линолеум.

↑ стол «Нара», Широ Курамата
В 80-е годы терраццо заслуженно праздновало свое возрождение, когда
величайший дизайнер Широ Курамата сначала представил свой легендарный стол «Нара», сделанный в технике терраццо с элементами цветного стекла на белом фоне, а затем спроектировал в той же технике интерьер бутика одежды Иссея Мияке.

Минималистичная эстетика бутика в Гиндзе вызвала широкий резонанс и стала вехой в дизайне интерьера. Тогда же миланская группа дизайна «Мемфис» буквально влюбилась в рисунок терраццо и всячески воспроизводила этот радостный танец геометрических фигур под молодежный ритм. Творения «Мемфиса» перевернули с ног на голову философию того времени и сильно повлияли на тенденции 80-х годов.

Желание современных дизайнеров использовать терраццо простирается от
исследования исторического наследия до экспериментов с новыми высокотехнологичными решениями его создания и обработки, которые ставят под вопрос существующие традиции.

№4
Какие традиции производства связаны с тераццо в Италии? Возможно существуют семейные кланы, какие-то табу или правила?
Известно, что после заката Римской империи терраццо много веков не использовалось. Загадочным образом в XIV веке эту технику снова открыли и оценили мастера из Фриули, которые использовали в своих напольных покрытиях камни рек Медуно, Тальяменто и Челлина.

С тех давних времен из деревень Секуальс и Солимберго ведут своё начало известные роды мозаичистов и мастеров терраццо, которые сначала в Венеции, а с XVIII века и по всей Европе и впоследствии Америке, распространили свое наследие, основав крупные мастерские.

Традиционно свои знания они передавали от отца к сыну и были известны своим трудолюбием. В одном документальном фильме я слышала рассказ жителя деревни Секуальс о его деде Винченцо Одорико. Он, будучи подростком, вместе с семьей был приглашен делать терраццо в Московском Кремле и других важных зданиях Москвы и Санкт-Петербурга. Внук вспоминал, что дед часто рассказывал забавный случай, как Николай II играл в чехарду над работающими на коленях мастерами терраццо. После удачно завершенных работ, Одорико были отправлены русским императором делать полы православной церкви в Копенгагене. Легенда гласит, что из Москвы они пошли пешком, неся за собой невероятно тяжелые инструменты для утрамбовки и полировки полов. В Копенгагене о них узнал Карл Якобсен, владелец уже тогда крупной пивоварни Карлсберг и коллекционер итальянского искусства.
↑ Терраццо Глиптотеки
Заинтересованный диковинными мастерами, отправленными в Копенгаген самим Николаем II, Якобсен доверил Винченцо Одорико разработку дизайна и реализацию полов в новом художественном музее — Глиптотеке. Терраццо Глиптотеки поражают своей изысканностью и оригинальностью, а еще гармонией с пространством и выставленными в нём скульптурами.
№5
Какие знаковые имена и проекты с терраццо должен знать каждый дизайнер, архитектор и эстет?
В первую очередь стоит понимать, что терраццо является культурным наследием
региона Венето, поэтому скорее всего любая вилла или палаццо может хранить
уникальный экземпляр. Также и в регионе Фриули, где, напомню, эта техника была
возрождена, можно повсеместно увидеть тщательно сделанные терраццо в самых
простых старых домах. В любом случае, помимо вышеперечисленных примеров стоит упомянуть знаковую работу Карло Скарпа для магазина Оливетти в Венеции. Его проект, представляющий собой синтез мозаики и терраццо, напоминает одновременно древнеримские opus signinum и работы Пауля Клее. Тессеры из цветной смальты как будто находятся под слоем морской воды – венецианская «аква альта». Они отражают свет, создают эффект размеренного движения и неразрывного продолжения плавных линий по всей поверхности пола.

↑ магазин Оливетти в Венеции
Классический терраццо добавляет помещению дух типичных венецианских вилл и
палаццо ушедших эпох. Современный терраццо является символом непринужденной
элегантности, которая характерна для высококлассного продукта.
Вера Беликова
№6
В чем эстетика терраццо?
Классический терраццо добавляет помещению дух типичных венецианских вилл и палаццо ушедших эпох. Современный терраццо является символом непринужденной элегантности, которая характерна для высококлассного продукта. Он придает ценность помещению, благодаря тщательному сочетанию цветов и дизайна, и является результатом уникального проектирования и творческого выражения дизайнера и мастера терраццо.

Такое напольное покрытие выделяет индивидуальные качества отдельных натуральных камней, особоенно мрамора, и в то же время признает, что их сумма создает нечто более притягательное. Ценителям терраццо также по душе его неровность, неоднородность поверхности и неповторимость рисунка.

№7
Что влияет
на качество терраццо?
Человеческий фактор до сих пор является решающим для качественной реализации надежного и стойкого терраццо. Именно поэтому ключевыми здесь будут секреты мастеров, передаваемые устно, а также опыт работы, требующий большого терпения, знаний, физической подготовки и особой восприимчивости к процессу.

Несмотря на относительное уменьшение сроков производства благодаря современным быстросохнущим связывающим веществам, все равно необходимо достаточно много времени для реализации цельного терраццо без поверхностных и глубинных трещин. Важными также являются мраморные гранулы, которые должны быть однородными по фракции и цвету.

↑ Triangles / ©Вера Беликова
№8
Тераццо может быть наливным полом в техническом помещении и дорогим премиум-материалом. Какой вы видите эту дистанцию? Каким будет самое дорогое терраццо? Что его делает таковым?
В техническом помещении вы скорее всего найдете напольное покрытие в технике терраццо промышленного производства, которое укладывается напрямую на бетонную стяжку. Несомненно, это надежная замена традиционному терраццо, но промышленный вариант не может соревноваться по красоте и изяществу с ручной работой ремесленников.

Касательно цены стоит отметить, что это изначально одно из самых дорогих напольных покрытий. В Италии в среднем цена варьируется около 120 евро за квадратный метр и включает все фазы работы: от закупки материалов до установки.

Однако, в случае особых пожеланий заказчика, например, добавление рисунка или деление цельного пола на зоны, цена может достигать 200 евро и выше.

Отдельно влияет на ценообразование использование редких и драгоценных типов мрамора, а также алебастра и оникса, или перламутра. В целом цена зависит от идеи реализации, которая может быть исполнена во множестве вариантов.

№9
Часто можно услышать, что терраццо устарело и стало немодным. Некоторые дизайнеры рекомендуют не использовать его в интерьере. Что вы об этом всем думаете?


Терраццо стало невероятно модным в 2014 году, когда британский дизайнер Макс Лэмб и бренд Dzek выставили на неделе дизайна в Милане инсталляцию с характерными предметами мебели из терраццо, которые полностью растворялись в стенах и полах, покрытых тем же материалом.

Выставленный терраццо получил название «Marmoreal» и представляет собой серию многофункциональных плит из терраццо белого цвета с крупными фракциями цветного мрамора. Кажется, что большим источником вдохновения для Лэмба послужил дух работ Широ Курамата.

↑ Marmoreal
К 2019 году типичная пятнистая текстура терраццо окзалась в центре внимания всех дизайнеров, которые в креативной манере интерпретировали его эстетические и материальные качества. Началась настоящая «Terrazzo-mania», и внезапно узнаваемый мотив появился в самых неожиданных контекстах: от обоев и ковров до одежды и чехлов для телефонов.

Несмотря на это, терраццо все равно остаётся актуальным и используется в первую очередь в архитектуре знаменитых и крупных отелей и ресторанов. Также терраццо полностью отвечает современной тенденции использования натуральных материалов.

№10
Какие перспективы развития у терраццо?
Последние десятилетия показывают, что через новые интерпретации мы снова открываем для себя дух и притягательность старых техник и материалов. В то же время закрепляется все более сильный интерес к натуральным необработанным материалам, приятным на ощупь, таким как дерево, цемент, кожа и камень. Внимание клиентов сосредоточено на сущности материала и на возможности сочетания древних техник и знаний с высокотехнологичными решениями.

Сегодня дизайнеры также обеспокоены наиболее эффективными способами использования материалов и минимизацией отбросов производства. С этой точки зрения терраццо – наилучший пример использования отходов, остающихся при обработке крупных мраморных плит.

Я думаю, перспектива развития зависит от возможности дать этой драгоценную технике новую жизненную силу и сохранить её для будущих поколений.

За помощь в подготовке и организации материала благодарю Валерию Ефанову.
Напишите мне письмо
Если вам есть, что рассказать о новых продуктах
и технологических решениях моей аудитории, напишите мне