Cергей Хочин: дизайн СПА
Хаммам — это генератор здоровья. Удобно, когда такой генератор находится в твоем доме или квартире. Да, в наше время пользоваться турецкой парной можно даже в городских условиях.

О том, что должен знать о турецкой бане любой заказчик, как сделать хаммам удобным, функциональным и подобрать для него уникальное дизайнерское решение я поговорил со своим хорошим другом дизайнером Сергеем Хочиным.
ИНТЕРВЬЮ С ЭКСПЕРТАМИ РЫНКА
— Сергей, расскажи, как ты пришел в мир дизайна, с чего все началось?
— В 17 лет я увлекся 3D графикой. Изучал и делал что-то для друзей, рисовал 3D модели, устроился на работу дизайнером-визуализатором. В этот момент я понимал, что мне, молодому, амбициозному, профессиональное образование пригодится. Так, уже работая дизайнером, я пошел учился в Московский художественно-промышленный институт.

Примерно в те же годы, больше лет 10 назад, знакомые попросили помощи с дизайн-проектом бани. Так помимо интерьерных проектов я начал вникать в банную тематику. Всегда приятно кому-то помочь.
— Получается, что проектированием бань ты занимался уже во время учебы?
— Дизайн и визуализацию я разрабатывал еще до учебы. Первую баню я нарисовал лет в 19.
— Что это была за баня?
— Большой хамам круглой планировки. Я помогал строителям делать их банные проекты, и в один момент они сказали: «Серега, давай к нам на работу в офис». Проработал я с ними около 5 лет. Мы вели крупные проекты в банной теме, но не потянули из-за кризиса. Потом я полностью ушел на фриланс, занимался банями, параллельно делал интерьеры и архитектуру. С той поры я и проектирую всевозможные бани, хамамы и банные дома.
— Что такое «банный дом»?
— Это многофункциональное пространство, центром которого является баня или несколько бань, душевые и различные водные процедуры с бассейном, купелью или офуро. В нем можно устроить зону отдыха для гостей, барбекю и место для сна.
— Разные варианты — финская, русская, хаммам? Личный банный комплекс?
— Да. Домашний спа-комплекс. Допустим у человека есть дом, для сауны места там не нашлось, до фитнес-центра далеко ездить. И он себе строит либо отдельный банный домик на 1-2 бани, возможно с небольшим бассейном, либо устраивает спа-зону в подвале. Бывают бизнес-варианты: и для себя, и для людей.
— Поправь меня: раньше строили какой-то один объект – либо сауну, либо хаммам, а сейчас все постепенно сместилось в такие спа-комплексы, или, как ты называешь, банные дома? Или так было всегда?
— В принципе, всегда так делали. Все проекты зависят от разных желаний и финансовых возможностей заказчиков. Чаще всего хотят сауну и хамам, из водяных процедур бассейн или купель с холодной водой.

Но бывают запросы на травяные, соляные бани и инфракрасные сауны.
— По поводу дизайна. Приходит к тебе заказчик, он хочет банный комплекс. С чего начинается работа?
— С интервью. Я показываю, что можно построить, благо уже есть хорошее портфолио. Можно пальцем в небо не тыкать, а просто спросить человека, какой из вариантов ему нравится. Он что-то выбирает из предложенного или скидывает свои пожелания. Определяем стилистику и в общении находим решение, которое в итоге ложится в основу проекта.
— У тебя уже сформировалась какая-то карта стилистических решений?
— Я всегда спрашиваю клиента: «Что вы хотите?». Одни отвечают: «Мне нравится минимализм или современный стиль». Другие: «Мне нужна восточная классика или "дорого-богато"». Я отталкиваюсь от этого и решаю, что человеку предложить. Стиль всегда разный, главное приятно удивить концепцией и попасть в финансовые возможности клиента.
Хаммам в Можайске
— Если говорить о материалах — у тебя есть какая-то подборка или ты всегда находишь что-то новое под конкретный проект?
— Есть готовые решения по материалу, я их показываю и объясняю клиенту на фото или образце. Если они клиенту не нравятся, то начинаю поиски материала по разным фабрикам и производствам. Когда находим нужное, привозим на согласование реальный образец, чтобы на нем почувствовать материал, посмотреть текстуру и потрогать поверхность. Ездить иногда приходится в разные страны: Турцию, Италию, Испанию.
— Давай поговорим про оптимальные дизайнерские решения в хаммаме?
— Все начинается с планировки. Оптимально, чтобы мог лечь хотя бы один человек, а еще 2-3 — сидеть.

И конечно же не забываем про техническое помещение! Размеры зависят от оборудования. Для домашнего варианта требуется минимально 60х100 см в плоскости пола. Чтобы потом никто не спрашивал: «Почему нельзя парогенератор под лавкой поставить!?»

Бывают вопросы: «Зачем нам сводчатый купол? Давайте не будем его делать!» Начинаешь объяснять: «Тогда вам на голову будет капать горячая вода...».

Ну и аксессуары: курны, обливные устройства, души. Так же важно учесть влагостойкие отделочные материалы: плитку, мрамор, мозаику.
— У тебя есть какие-то личные предпочтения, с чем тебе приятнее работать, или ты всегда отталкиваешься от заказчика?
— Ну, ты знаешь, проектов много, поэтому всегда хочется попробовать что-то новое, нестандартное, необычное. Соответственно, каждый раз делаю что-то интересное.
— Меня всегда интересовал вопрос, как дизайнер перекладывает мозаику на 3D. Учитывает ее шаг, рисунок, кривизну в разных пространствах? Может ли обычный дизайнер знать эти нюансы и нарисовать хаммам, или тут есть свои тонкости? Чем дизайнер по спа отличается от дизайнера интерьеров?
— Отличие в том, что дизайнер по спа уже имеет опыт решения проблем, ошибок, которые возникали в ходе практики, и знает как их обойти и где "подстелить соломку".

Дизайнер интерьеров, имея художественное видение и мышление, может сделать крутую концепцию, нарисовать картину с мозаикой. Далее ее несут клиенту, он согласовывает, а когда доходит до строительства, все хватаются за голову, потому что не знают как построить это творение.

Утрясти пожелания клиента, дизайнера, строителей и технологические нюансы – это моя работа. В проекте всегда важна команда и взаимодействие инженеров, архитекторов, строителей и подрядчиков.
— То есть ты являешься фактически консультантом, связующим звеном между архитектором с его концепцией, строителями и заказчиками?
— Не только, я выступаю контролем качества в проекте, но первую очередь – я архитектор!
— А рисунки мозаичные тяжело перекладывать на кривые поверхности?
— В 3D это сделает любой дизайнер, а в жизни этим занимаются профессиональные мозаичники.
— На твой взгляд дизайнеру важно сотрудничать с мозаичным мастером, чтобы тот показывал, как будет ложиться мозаика? Ты консультируешься у мастеров?
— Я давно работаю с мозаикой и сам складывал художественные панно. Я знаю, как ведет себя мозаика, мне достаточно поставить задачу перед мозаичником и в ходе авторского надзора контролировать его работу.
Идеальной формы нет, важно, чтобы хаммам выполнял свою задачу
— Каким должен быть хаммам? Существует ли какая-то идеальная форма?
— Идеальной формы нет, важно, чтобы хаммам выполнял свою задачу. В частном доме его нужно рассчитать на всех членов семьи и оставить небольшой запас. Если речь о коммерческом использовании, то он должен вмещать точно запланированное число людей, сколько требуется этому фитнес- или спа-центру. Если сделать его больше — это просто лишняя трата денег. Поэтому, чтобы всем везде хватало места и все были довольны, и делают банные комплексы: 3-4 бани плюс бассейн.

Моя задача — сформировать пространство под пропорции человека, так чтобы ему было комфортно.
— Ты ведешь авторский надзор?
— Как автор я буду стремиться реализовать проект в лучшем качестве, контролируя и проверяя процесс исполнения.

Я делаю много разных проектов, и могу вести их дистанционно где угодно, хоть в Южно-Сахалинске. Мне звонят, задают вопросы, я отвечаю, прошу сфотографировать интересующие места, когда идет монтаж какого-то элемента. Смотрю на фотографии, в принципе, все понятно. В идеале лучше вживую присутствовать, но современный мир позволяет работать удаленно.
— И у тебя это неплохо получается?
— Я доволен результатом.
Сейчас хаммам — дорогое удовольствие, но,
я надеюсь, что со временем он появится
в каждом доме
— На твой взгляд, хаммам – это роскошь?
— Очень классный вопрос. В истории все, что сначала считается роскошью, со временем становится стандартной нормой быта. Примеров много. Те же телефоны раньше имелись далеко не у всех. Первые смартфоны появились у единиц, а потом они стали массовым явлением.

Сейчас хаммам — дорогое удовольствие, но, я надеюсь, что со временем он появится в каждом доме. Стандарты качества жизни повышаются, и иметь дома паровую кабину полезно. Тем более в условиях нашего климата, когда полгода холодно, приятно прийти с мороза и согреться в бане. У меня был целый концепт – сделать хаммам для домашнего обихода. По сути, что такое хаммам? Это капсула, изолирующая климат, пар и парогенератор. Его можно недорого сделать в каждом доме.
— Эта тема достаточно живая. Были ли у тебя проекты хаммама в квартире?
— Да в квартирах тоже делают. Были проекты с очень маленькой площадью: 1,20 м на 1,20 м. То есть это хаммам, совмещенный с душевой. Через небольшую дверь ты проходишь в такую же небольшую сауну, где могут уместиться всего 2 человека.
— Причем, там можно сделать лавочку такую...
— Да, можно сделать выдвижную лавочку, печку спрятать под лавочку, под полки, и получится компактное решение для дома, которое не будет потреблять большие мощности и вполне классно работать. И вот у тебя дома, считай, мини спа-комплекс.
— Хаммам называют генератором здоровья: он снимает стресс, улучшает сон, усиливает в несколько раз эффект косметических процедур и особенно полезен тем, кто занимается спортом...
— Да, я согласен, что после тяжелого трудового дня сходить в баню, в хаммам, в сауну – это приятно и полезно. Там быстрее восстанавливаются мышцы после фитнеса.
— В хаммаме используют разные материалы отделки в зависимости от концепции: керамическую плитку, камень, каменную или стеклянную мозаику. Есть ли необычные решения?
— Оникс либо мрамор, который играет на просвет. В одном из проектов я использовал интересный космический световой эффект: там подсветка загорается и гаснет. Интенсивность света можно менять с пульта. По-моему, это необычно. Полный полет фантазии, вопрос в бюджете.
— Как ты разрабатываешь концепцию? Что-то изучаешь, ищешь, формируешь свою картотеку из новых материалов?
— Я составляю альбом с концепцией интерьера, подбираю картинки и идеи, которые могут подойти к данной задаче, так же рисую и строю геометрию интерьера. Потом согласовываю результат с клиентом.
— Где ты ищешь новые идеи?
— Везде, где только можно. На выставках, и, конечно, в кино. Дизайн всегда можно подсмотреть в каком-то фильме. Причем не обязательно сам интерьер. Любое архитектурное решение или пейзаж могут зацепить и навести на мысль. Тут главное, чтобы стояла творческая задача. Именно она заставляет искать и думать.
— Идеи приходят в голову под конкретный проект или задачу?
— Муза приходит по приглашению. Когда есть задача, начинается творческий процесс. Главное — работать, тогда идеи придут и все получится. Выставки, журналы, путешествия нужны однозначно.
— Где был в последний раз?
— Тель-Авив, Стамбул, Абу-даби.
— Нашел какие-то идеи? Что тебя там зацепило?
— В Тель-Авиве — древний город и местный колорит. Люди там живут на военном положении, но они настолько на релаксе! Ты идешь по улице и релакс витает в воздухе. Неважно, война не война, но мы свободные люди, мы расслаблены, и у нас все круто. Человек может заниматься чем угодно: работать продавцом в магазине, сидеть в обменнике, и все равно радоваться. Возможно на них так природа влияет.

В Эмиратах много современной архитектуры и роскоши. В Стамбуле — сочетание восточной культуры с мегаполисом.
— Что дает тебе профессия дизайнера помимо денег?
— Творчество. По пирамиде Маслоу, творчество находится на самой вершине. Кайф дизайнера интерьеров или архитектора в том, что ты можешь вживую видеть, как реализуются твои идеи.

Реально увлекательно прийти в ту же спа-зону, принимать водные процедуры с другими посетителями и слушать, как они оценивают твою работу: «О, классное место».

Они получают удовольствие, а ты думаешь, что где-то крутится этакий кармический счетчик, который считает, скольким людям в этом мире ты сделал хорошо. Например, если ты сделал большую спа-зону, и тебе говорят, что за месяц ее проходит 1000 человек, то у тебя кармический счетчик зашкаливает! Это же приятно!
— Как клиенту найти такого дизайнера, который сделает всем хорошо? Как отличить хорошего дизайнера спа-зоны от не очень хорошего?
— Это очень сложная задача. Но во многом это интуиция, рекомендации и опыт. А дизайнера можно проверить, посмотрев его портфолио — оно все скажет.
— Картинки в портфолио часто воруют. Как с этим бороться? Какие вопросы клиенту нужно задать дизайнеру, чтобы понять, что перед ним профессионал?
— Своровать картинку не проблема. Но слушая, как человек рассказывает про свое портфолио, ты это быстро поймешь. Человек, который картинку своровал, ничего о ней не скажет. Он просто не сможет ответить на обычные вопросы: город, когда и кто строил, примерная стоимость, технологические фишки и особенности. Человека, который украл картинку, быстро раскусят. На воровстве сильно много не сделаешь. Когда люди узнают правду, будет стыдно, потеряешь доверие.

Я еще могу понять новичков, которым эти картинки нужны для массы. Своих работ, допустим, всего 5, вот и добавил чужих. Это простительно, ведь человек только начинает свой путь. На серьезный проект его все равно не пустят, потому что, видно, что он начинающий. Профессионалу воровать незачем, у него своих работ много. Но защищать изображения надо! Водяные знаки – хорошее дело.
— Значит, человеку, который хочет построить себе хаммам, нужно обращать внимание на мелочи и детали, и при выборе дизайнера слушать, как именно тот рассказывает о своей работе?
— Да, спрашивать, что за объект, где он находится. Любой дизайнер о своем проекте станет рассказывать долго. Для него это любимая тема, работа обычно идет годами, он проживает там часть своей жизни и не может о ней не говорить.
— Какова минимальная планка цены, от которой человек может построить себе хаммам?
— Вопрос размеров. Минимальная комплектация обойдется в 500-600 тысяч рублей. От этой суммы уже можно думать.
— На чём можно и нельзя экономить в хаммаме?
— Зависит от режима эксплуатации. Если это частный хаммам, которым пользуются не каждый день, можно сэкономить на оборудовании. В общественном хаммаме с большой нагрузкой лучше не экономить, а поставить премиальный уровень Hygromatik или EOS, а то придется часто ремонтировать.

В отделке мрамор можно заменить на плитку или керамогранит. Гнутые формы и орнаменты ручной сборки сделают проект дороже.
— Можно ли определить стоимость хаммама по картинке?
— Нет, конечно. Разброс сметы может отличаться в 2-3 раза. Много чего на картинке не показано, скрытые работы иногда оказываются дороже видимых.

Материал дорогой или дешевый? Оборудование немецкое или китайское? Картинка все показывает приблизительно. Самое главное понимать, на какой бюджет рассчитывает клиент.
3D визуализация хаммама
— Как ты работаешь над проектом? Что требуется от заказчика, для чего нужны встречи с ним?
— Работа над проектом — это длительный процесс и большая командная работа. Есть дизайн и технология – то чем я занимаюсь. Отдельно идут инженерные вопросы по электрике, вентиляции, водоснабжению, пожарной безопасности.

Встречи с заказчиком — это время, энергия. Он хочет получить результат и тоже вкладывается. Хороший результат – это всегда работа и дизайнера, и клиента. Потому что, если клиент работать не будет, а просто скажет «делайте мне, что хотите», получится, может быть, и неплохо, но скорее всего без души.
— Сколько обычно длится весь процесс?
— Дизайн-проект занимает в среднем месяц. Мы работаем 2 недели, потом еще 2 недели согласовываем. Сама стройка в зависимости от объема может растянуться от 2 месяцев и до года. Небольшое помещение я вообще за неделю могу спроектировать, но согласование всех деталей готового проекта и подбор материалов к нему потребуют своего времени.
— На какую сумму заказчику стоит ориентироваться при заказе дизайн-проект хаммама, либо спа-зоны?
— Все зависит от задачи, объемов помещения, степени проработки проекта.
— Фактически у тебя два вида цен: за конкретное помещение и за целый банный комплекс?
— Да. И работа с ними строится по-разному. Одно помещение я могу и сам сделать, мне помощники не нужны. А если это большой комплекс, то тут начинается совместная командная работа дизайнера, проектировщика, инженеров. Чтобы не разбираться с одним помещением неделями или месяцами, я создаю общую концепцию, отдаю ее профильным специалистам, и каждый доводит свою часть до нужного уровня.
— Мы с тобой сотрудничали по нескольким проектам. У меня вопрос. Почему тебе нравится или не нравится работать со мной по мозаике?
— У тебя есть классные идеи по материалам, ты всегда можешь показать что-то новое. Мне нравится с тобой работать из-за твоей вовлеченности. Потому что стандартный салон или магазин не будут заморачиваться и придумать что-то вместе с тобой, они просто скажут: «Покупай и уходи».

Ты вовлекаешься в проект, подключаешь свое творчество. Я считаю, что чем больше людей вовлечено в проект, тем более крутыми и успешным он становится. Командная работа рулит. Ты помогаешь подобрать нюансы. Я ведь не могу уследить за всем ассортиментом и последними тенденциями в мозаике. Ты выбираешь из лучшего, показываешь мне и клиенту, и мы собираем все это вместе.
Я считаю, что хаммам можно сделать красивым
и в современном стиле, и в восточном, и в японском, и в любом другом
— Как в хаммаме сочетаются функционал и красота? Мне очень понравилась идея паттернов для хаммама, это классно. Есть еще удачные решения?
— Вообще, красота – понятие субъективное, тут тяжело угадать. Если мы говорим про частную историю, то мерилом тут выступает заказчик. Один говорит: «Мне нравится восточный стиль». Другой: «Мне нравится современный стиль». У каждого красота своя.

Я считаю, что хаммам можно сделать красивым и в современном стиле, и в восточном, и в японском, и в любом другом. Главное, чтобы заказчик высказал свои пожелания — это четкая линия, куда мы стремимся.

Если это общественная история, то нужно понимать общую стилистику гостиницы либо спа, отталкиваться от нее и дополнять интерьер, чтобы появилась своя изюминка. Как говорили мне клиенты: «Пусть это будет моя любимая шкатулочка, куда я приду релаксировать».

Паттерны дополняют общую картину, много их использовать нельзя. Это один из тонких моментов. Любой орнамент, паттерн – как приправа к еде – их нужно очень аккуратно дозировать.

Начинающие дизайнеры часто хотят использовать все сразу. Чтобы и тут было, и там, и вверху, и внизу… Но важно вовремя себя остановить, чтобы не переборщить.

Да, ты много всего видел, но если все ингредиенты скинуть в одну кастрюлю, получится несъедобно. Поэтому, используем все локально, разумно и продумано.
— Получается, у тебя сформировался свод собственных эстетических правил, которых ты придерживаешься.
— Наверное, да. Сначала ты работаешь, приносишь проект людям, а они: «Нет, не пойдет!» С опытом формируется видение, чего на самом деле хочет клиент. Мы же работаем для людей...
Хаммам в Раздорах
— Если говорить про коммерческий и частный хаммам, какой из них бывает более роскошным? Можно ли говорить о дизайне как об инвестиции? Он ведь привлекает людей, те рассказывают о нем друзьям...
— Инвестор, прежде всего, определяет свою аудиторию. Он должен знать, кто к нему придет и, исходя из этого, удовлетворить их потребности.

Если он рассчитывает на роскошную аудиторию, на высокий средний чек, то делает соответствующие интерьеры. Здесь и хаммам должен выглядеть богато, и все сопутствующие помещения должны быть классными.
Мозаика — это шикарный материал для фантазии,
из нее можно лепить что угодно
— Роскошь и эстетику можно сделать за счет мозаики? Любая ли мозаика подойдет?
— Это шикарный материал для фантазии, из нее можно лепить что угодно. Как сказал мой друг художник: "Мозаика некрасивой не бывает". Она в любом случае красива и интерьер с ней всегда выигрывает. В храмах, в исторических помещениях, часто использовали мозаику.
Если мы говорим о роскоши, то тут важна идея – она идет впереди. В одном проекте мы обошлись "малой кровью". Сделали прогревочную комнату перед хаммамом с арками в восточном стиле. Золотая стеклянная мозаика на стенах сочетается с мраморной – я считаю это недорогое и удачное решение. Нужный свет, текстура — и получается интересный объект.
— Как ты сам относишься к золотой мозаике? Ее тоже нужно дозировать?
— Конечно, но все зависит от задачи – у кого-то отторжение, а у кого-то «дайте мне золото»...
— Для тебя самого это эстетически привлекательный материал?
— В небольших количествах, фрагментарно. Допустим, выложить купол золотой точкой, как звездами. Если использовать золото как акцент, то это классно.
— Какой вариант люди чаще выбирают: современный или восточный?
— Реально 50 на 50. Одни говорят: «Я был в десяти хаммамах и мне этот Восток уже не нравится». Другие хотят просто хаммам: «Это же Восток, значит Восток».
— Каким был твой самый необычный хаммам?
— Я сделал уже столько хаммамов… Наверно за сотню перевалило. Кажется, воплотил уже все идеи, которые хотел. В последнее время люди видят роскошь по-новому и выбирают минимализм или футуризм.

Самый необычный хаммам получился космическим. Люди устали от классики: «Не нужны нам ваши орнаменты, но мы хотим, чтобы у нас было круто». Я предложил очень современное решение. Там сама стилистика диктует прямые линии, парящие лавки и прочие летающие объекты.
— Как ты планируешь развиваться дальше в дизайне? Есть планы открыть свою студию?
— Уже работаю в формате студии и расширяюсь. Подтягиваю творческих людей для совместной работы.
— Что ты пожелаешь моим читателям и всем людям, которые хотят построить хаммам?
— Чтобы у них получилось воплотить свою мечту.
За помощь в подготовке и организации интервью благодарю Валерию Ефанову.

Продолжение следует...
Привет, меня зовут Илья Соболев
Я — эксперт по мозаике
Вы прочитали одно из серии интервью, которые я беру у мастеров, художников, дизайнеров, производителей и других экспертов строительного рынка.

Если вам есть, что рассказать о новых продуктах
и технологических решениях моей аудитории, напишите мне письмо или отправьте сообщение в соцсетях.
Напишите мне письмо
Если вам есть, что рассказать о новых продуктах
и технологических решениях моей аудитории, напишите мне
Made on
Tilda