Архитектор Руслан Кирничанский:
«Из меня вышел бы неплохой гособвинитель, прокурор либо адвокат»

Моё интервью с топ-блогером Яндекс.Дзен, непримиримым обличителем саратовского прованса и архитекторам, который в споре функционала и дизайна выбирает первый.

ИНТЕРВЬЮ С ЭКСПЕРТАМИ РЫНКА

— Руслан, с чего началась твоя история с архитектурой? Как тебя сюда занесло?
— Не попутным ветром, абсолютно.

Все родители хотят, чтобы у их детей была длинная история. Ребёнок только родился, а ему уже придумывают какое-то ремесло, видят его художником, балериной, певицей, моделью. В моём случае родители мечтали о юристе. Говорят, из меня вышел бы неплохой гособвинитель, прокурор либо адвокат. Не нотариус, потому что это скучно.

В нашем доме имелось много юридической литературы. Одна из первых книг, которую я прочел полностью от корки до корки, это «Судебные речи» Кони. Я тогда учился классе во втором-третьем, но мне было очень интересно. Здесь информацию про риторику и умение общаться с людьми нужно извлекать между строк.

Мне повезло, что в определенный момент в стране поменялась экономическая ситуация, и родителям стало не до меня. Я благодарен им за то, что они на меня не наседали, не заставляли. Они занимались своей жизнью, а я часто был предоставлен сам себе.
— И юристом ты в итоге не стал.
— Не могу назвать конкретный год, в который я понял, что хочу быть архитектором-дизайнером. Мне кажется, я родился с этим пониманием.

Я с детства любил строить дома и города. Родители покупали мне всевозможные конструкторы, Lego. Инструкции мне были неинтересны, я собирал всё сам. Некоторые дети складывают башни из кубиков только затем, чтобы потом их разрушить. Им нравится, когда всё падает и грохочет. Я же наслаждался созерцанием результата.
В архитектуру невозможно прийти просто так, без подготовки и багажа
На вопрос «кем ты хочешь быть» я всегда давал два ответа: «Адвокатом и архитектором». Я считал, что адвокат – тоже своего рода архитектор. Не то чтобы я не понимал разницу, но мне просто нравилось, как звучит само слово «адвокат».

В осознанном возрасте, примерно в 7-8 классе, я стал готовиться к тому, что архитектура станет моей профессией, и я полностью посвящу ей жизнь. В архитектуру невозможно прийти просто так, без подготовки и определенного багажа.
— А что это за багаж?
— Насмотренность, определенные навыки и черты характера: усидчивость, умение сосредоточиться на процессе и смотреть на него из будущего.

Ведь когда вы строите дом или создаете какое-то пространство, то вы должны прогнозировать, что с этим объектом произойдёт дальше в разных ситуациях. Как он будет выглядеть через 5, 10, 30 лет, когда потребуется что-то изменить по инженерии и архитектуре во время капитального ремонта.

Я сторонник принципа: «Если ты что-то делаешь – делай это хорошо. Если не можешь сделать это хорошо – вообще не делай». Второй мой принцип: «Хочешь, чтобы было хорошо – сделай это сам».

Если тебе нужны красивые, ровные стены, то сам приезжай и контролирую работы. Можно раздать указания, требовать, запугивать людей и всё равно получить кривой результат. Только когда находишься рядом с ними, всё получается. Волшебство и магия, не иначе.
— Есть ли у тебя желание создать свою команду и начать что-то делегировать? Стать руководителем и заниматься чем-то более важным?
— Я уверен, что такой момент настанет. Чувствую, к этому всё идёт. Я понимаю, как расширяться, и у меня есть идейный капитал, который позволит выстроить классную историю, настоящий бизнес-проект.

На данный момент мне это не совсем интересно. Сейчас я хочу наслаждаться результатом и созерцать. Мне очень нравится, что я выбираю только то, что хочу делать и веду ограниченное количество проектов.

Бывали в моей жизни периоды, когда я выполнял работу, приносящую мне не удовольствие, а большие деньги. Сейчас у меня есть всё сразу — и большое удовольствие, и большие деньги. Этим моментом я и хочу насладиться.

Расширяясь, нужно всегда помнить — с командой ты будешь делать то же, что и раньше, только больше — потому что придётся делать это ещё и за других людей. Их придётся обучать, вводить в курс дела, а потом наступит момент расставания. Потому что, когда они достигнут высокого уровня самостоятельности, они от вас просто уйдут.
— Откуда такая уверенность?
— Это правда жизни. Они займутся тем же самым, только уже без вас.
— Мне кажется это просто один из возможных сценариев. Ведь в огромном количестве компаний люди становятся частью команды, а не бегают туда-сюда. Для некоторых важно быть частью чего-то большого. Не все же скажут тебе: «Я вырос, пока!»
— Я очень надеюсь на это. Но, мне кажется, всему своё время. Как сейчас органично происходит рост, думаю, так же органично наберётся и команда. Когда я это увижу, естественно, нужно будет расти.
— Как ты отбираешь людей?
— Каждый человек — как ценный камень. Да, они все классные, замечательные, но тебе нужны конкретные, с определенными цветами и гранями. Вот ты идёшь по пляжу — и одни камушки делают тебе больно, а другие и на ощупь приятны, и красивы. Неприятные ты отбрасываешь, а красивые забираешь себе. Так, мне кажется, происходит и с людьми. Острых надо обходить, а красивых — беречь.
— А ты не думал, что галька в массе может создать целую картину, как мозаика? Кстати, так и читатели в интернете – мы их не видим и не можем сосчитать, как и песчинки на морском берегу.
— Я не могу позволить себе назвать читателей песчинками. Читатель – это твой главный заказчик, самый важный человек на Земле. Ты всё делаешь ради него. Он важнее даже, чем твоя девушка. С ней можно договориться и отложить сложный разговор, с читателем – нет. С ними нужно вести постоянный диалог и отвечать на их вопросы.

Я не знаю, какой смысл писать, если ты не любишь читателя. Для меня подписчики — не просто цифры. Две, три, десять тысяч — я каждого люблю, потому что знаю, что это реальные люди, а не боты.

Боты на YouTube в Instagram, которых продают, покупают, используют в информационных войнах — это тот мёртвый груз, который всегда тянет на дно. В Яндексе их нет. Здесь реальные люди.
— Твой блог «Дневник архитектора» лидирует в топе Яндекс.Дзена. Расскажи, как и когда ты пришёл в Дзен пришёл?
— Мне всегда очень приятно рассказывать эту историю, потому что началось всё с волшебства. С одного слова, сказанного правильным человеком в правильном месте в правильное время.
Когда вы начинаете продвигаться как блогер, перед вами миллиард дорог и только единицы из них приводят к результату
Я верил в судьбу, но не в подарки судьбы. Я ведь занимаюсь стройкой – тут всё сурово. И вдруг в конце мая 2017 года мне рассказали о новом медиа Яндекса — Дзене. В тот период я как раз пришел к пониманию, что мне нужен блог. Я искал дорогу, которая привела бы не к тупику, а к развитию. Ведь когда вы начинаете продвигаться как блогер, перед вами миллиард дорог, и только единицы из них приводят к результату.

Здесь помогают простые слова «иди туда». И я это слово услышал. Но мало услышать совет, нужно ещё уметь его принять и им воспользоваться. Люди ведь часто советы не слушают.

Мне этот совет дали абсолютно бесплатно. Это была дружеская встреча с Валерией Ефановой. Мы посидели, выпили кофе, она сказала, что появилась новая площадка, и предложила начать там писать. Я возразил: «Ну что я могу писать?» Валерия ответила: «Можете! У вас столько историй, вы же пишете статьи».

Да, я писал статьи в разные журналы и интернет-издания, журналы, но до Дзена мне казалось, что я могу делать это крайне редко, только с вдохновением за чашкой хорошего кофе, два материала в месяц – не больше. Это же целое событие. Вначале так и оно было, а потом превратилось в отлаженный механизм.
— Ты всегда писал об архитектуре и дизайне?
— Я могу писать только о том, в чём хорошо разбираюсь. Я не умею готовить, я плохой советчик в ремонте автомобилей. А вот в ремонте дома — ещё какой! Здесь я знаю практически всё. Не абсолютно – потому что технологии меняются и нужно постоянно держать нос по ветру. Невозможно знать всё сразу. Когда я пишу, то сам нахожу много новой информации.
— Консультируешься с представителями производственных компаний?
— Конечно. Например, меня очень волнует вопрос вентиляции квартир. Очистка воздуха – достаточно затратное мероприятие, сложное не только в финансовом плане, но и в исполнении.

Я практически придумал способ, который подходил бы для обычных квартир и не требовал серьезных вложений. Допустим, для квартиры в самом обыкновенном типовом кирпичном доме есть точка воздухозабора. Приток воздуха легко обеспечить через приоткрытое окно и дверь. Но как наладить отток воздуха, чтобы не было сырости и плесени? Я нашёл решение, общаясь с разными специалистами, которые и просчитали мне сечение труб.
— Ты пишешь на Дзене о новых технологиях и решениях, которые нашёл? Как реагируют читатели?
— Реакция, как у любого живого человека, разная. Кто-то воспринимает с позитивом, видит в этом полезное готовое решение для своего проекта. Некоторые пытаются спорить, когда задеты их мировые устои, например, когда я пишу, что такое на самом деле ламинат, и что натяжные потолки делают из поливинилхлорида. Тех, кто в этой индустрии завязан, просто бомбит. Но я не виноват, что вы производите вредный ламинат, что ваши натяжные потолки горят, а люди умирают от этого едкого дыма. Чёрный дым при пожарах – это всё натяжные потолки.

Я хочу, чтобы люди перестали страдать и умирать от этой продукции. Мне очень часто предлагают деньги за рекламу ламината. Самое деликатное, что я отвечаю: «Извините, нет». В моих проектах не будет ни ламината, ни натяжных потолков, потому что я прекрасно знаю, что это такое.

В своё время, задолго до Дзена, меня звали ведущим на один телеканал. Передачу в итоге запустили без меня. Потому что у меня была принципиальная позиция. Я с самого начала решил с ними обговорить мои профессиональные убеждения: «Вы же понимаете, если ваш спонсор будет предоставлять ламинат или натяжные потолки, я доброго слова про них не скажу. Самое лучшее — промолчу». Люди смотрели на меня с удивлением. Как же так! Кому не нужна такая классная работа телеке?! «Вас буду узнавать на улице. Неужели это так трудно?» Я ответил: «Нет. Я профессионал и для меня это важно». Я не хочу делать то, за что мне стыдно. Не хочу вводить людей в заблуждение».
— Тяжело жить с такой принципиальностью?
— Мне – нет. Я всю жизнь с ней, мы вместе родились. И каков результат: я всe равно в телеке, у меня есть Дзен. От своей принципиальности я не пострадал, а только приобрёл.
— Насколько для архитектора и дизайнера важны принципы и категоричность?
— Мне кажется, они нужны любому профессионалу. Если бы этим качеством обладали все специалисты в своих отраслях, мы бы жили в десятки раз лучше.
— Это же тонкий вопрос морали и этики.
— Да. Я сторонник академического образования. Профессиональная этика – это научная дисциплина. Конечно, прямо нас в ней не наставляли, но этому можно обучиться самому в ходе практики, если вы не хотите краснеть за результат.

Можно, конечно, просто закрыть глаза и зарабатывать деньги. Если вы выбрали такой путь – зарабатывайте, но тогда не удивляйтесь, что однажды вам зададут вопросы, ответить на которые будет очень сложно.

Нотариус тоже может зарегистрировать любую сделку. Но, если он видит, что сделка мошенническая, и её регистрирует, то идёт на сделку с совестью. Рано или поздно, за это придется отвечать либо свободой, либо жизнью. Я за принципиальность.
Без стержня жить – всe равно что без позвоночника. Упадёте и превратитесь в бесформенную массу без костей, из которой можно лепить всё, что угодно
— Это тот внутренний элемент, который позволяет сохранить баланс?
— Без стержня жить – всe равно что без позвоночника. Упадёте и превратитесь в бесформенную массу без костей, из которой можно лепить всё, что угодно.
— Стержни бывают разные. Для тебя это принципиальность: «Я буду поступать как считаю нужным, вне зависимости от ваших взглядов и денег».
— Не совсем. Здесь ключевое не «вне зависимости от ваших взглядов и денег», а то, что это изначально — обман, изначально плохо.
— У тебя такое повышенное чувство справедливости?
— Я за качество жизни.
— Есть такое мнение, что пригласить дизайнера, архитектора не каждый может себе позволить.
— На самом деле ремонт – это недорого.
Запугивать, убеждать вас, что всё дорого, выгодно тем, кто работает нечестно
— Но ремонт — это всегда трата денег и нервов.
— Это миф, который эксплуатируют ради увеличения бюджета. Строителям выгодно убеждать вас, что всё сложно и страшно. В чат-группе нашего жилого комплекса одна женщина выложила фото плитки и плакала: «Я заплатила мастеру 1 000 рублей за метр. Когда возмутилась, почему положили так криво-косо, мастер начал спорить: "Если бы мы клали ровно, это стоило бы 2 000"».

Я это читаю и смеюсь: попробовали бы они мне такое сказать! Запугивать, убеждать вас, что всё дорого, выгодно тем, кто работает нечестно. На самом деле ремонт, дизайн и проектирование не стоят бешеных денег.
— Помню, ты снимал реалити, в котором показывал, как за скромные деньги можно отремонтировать обычную квартиру. Расскажи про этот проект.
— У меня уже два таких проекта: «Ремонт в прямом эфире» и «Ремонт за миллион».
«Ремонт в прямом эфире» был экспериментом. Я хорошо знаю стоимость ремонта в России и к тому же изучил статистику House. Они провели опрос: сколько, по мнению их читателей, стоит ремонт двухкомнатной квартиры в городе-миллионнике. Средний показатель по всем городам за 2016-2017 годы — 2-2,5 миллиона рублей.

Представьте, люди реально тратят на ремонт по 2-2,5 млн. рублей. Даже с учетом изменений в последние годы, это всe равно дорого. Причём мы говорим о массовом сегменте, о типовом жилье. В таких домах проживает порядка 70% городского населения.

В своем эксперименте я взял типовую «хрущёвку» и поставил жесткое ограничение в 1,5 млн. рублей. Мне было очень интересно ответить, можно ли из «хрущёвки» сделать приличную квартиру за минимальный бюджет.

Было очень сложно, но всё получилось. В итоге стоимость ремонта составила 1 млн 60 тысяч. Мы сделали классную квартиру с кабинетом, отдельной спальней, большой гостиной-кухней и отличной ванной комнатой. Уместилась даже постирочная. Это же просто мечта!
Думаю, проектировщики «хрущёвок» по достоинству оценили бы мой вариант перепланировки. Я взял одну из самых массовых серий, и в доме 1964 года показал вариант, достойный XXI века — удобную, аккуратную квартиру без суррогатов — натяжных потолков, ламината и прочего.

Кстати, мне повезло: в девяностые годы паркет в этой квартире закрыли линолеумом и таким образом законсервировали. Когда сняли линолеум, я увидел оригинальный паркет и был просто в восторге. Мы его отреставрировали, заменили некоторые плашки. В результате удалось практически идеально восстановить оригинальный пол.
Потом мне захотелось ещё больше усложнить задачу, и я решился на «Ремонт за миллион». Взял двухкомнатную квартиру более современной версии и объяснил, как сделать ремонт за 815 000.

Еженедельно в видео я показывал, как меняется квартира и сколько ушло на краску, на штукатурку, на двери. В своих реалити я делился реальными способами сэкономить. Получился настоящий самоучитель по ремонту.

Все это можно увидеть — проекты выложены в открытый доступ, они легко индексируются в поиске. Буквально за один вечер вы можете изучить весь этот контент и понять, как проходит настоящий ремонт, а не то, что вам показывают по телевизору передачах «было-стало».

Я открыл всю историю, рассказал, какие могут случиться проблемы, с какой стороны ждать неожиданностей, как правильно планировать покупки и не допустить растрат.

В своих видео я также дал советы по дизайну: как правильно подобрать цвет стен, оценить масштабность, как расставить свет и организовать световое зонирование, как удобно расположить выключатели, чтобы свет в каждой комнате можно было включать или выключать, выходя из неё. Такие нетривиальные решения нужно закладывать ещё на стадии разработки инженерии.
— Ты также описал ремонт собственной квартиры. Ты сразу это задумал или потребовалось время, чтобы решиться?
— Так получилось, что я взял небольшую гостевую квартиру в новостройке. Решил рискнуть – я не очень люблю новые дома, у них ещё больше недостатков, чем у старых. Но почему бы и нет?

Сделать ремонт в новостройке и показать, что это такое — интересная задача. Но я не до конца понимал, как подать историю так, чтобы она была интересна и останавливало то, что это слишком личная история.

Во время ремонта я делал съёмку, фотографировал процесс и разные интересные вещи, записывал свои впечатления.

Когда в ремонте были допущены ошибки и случился ряд проблем, я понял, что не имею права молчать, обязательно нужно это показывать. Посоветовался с Валерией о форме подачи и родился новый формат – вначале я показал результат, а потом уже начал выпускать эпизоды по порядку.
— Так получилось, что я взял небольшую гостевую квартиру в новостройке. Решил рискнуть – я не очень люблю новые дома, у них ещё больше недостатков, чем у старых. Но почему бы и нет?

Сделать ремонт в новостройке и показать, что это такое — интересная задача. Но я не до конца понимал, как подать историю так, чтобы она была интересна и останавливало то, что это слишком личная история.

Во время ремонта я делал съёмку, фотографировал процесс и разные интересные вещи, записывал свои впечатления.

Когда в ремонте были допущены ошибки и случился ряд проблем, я понял, что не имею права молчать, обязательно нужно это показывать. Посоветовался с Валерией о форме подачи и родился новый формат – вначале я показал результат, а потом уже начал выпускать эпизоды по порядку.
— Ты также описал ремонт собственной квартиры. Ты сразу это задумал или потребовалось время, чтобы решиться?
— Пошёл от обратного.
— Чтобы люди заранее знали, что закончилось всё хорошо. До этого я вёл другой проект, в котором заказчики сами принимали решения, а я выступал лишь советчиком. У них была полная свобода со мной соглашаться или не соглашаться. К сожалению, под конец второе стало происходить всё чаще. Я не стал настаивать, максимально подвел этот проект к финалу, и мы расстались. Так вот мой проект уже давно закончен, а их всё ещё длится.
— Интересно посмотреть на твой интерьер, и сравнить его с другими твоими проектами. Прослеживается общая линия, что очень интересно.
— Многие считают, что дизайнеры, архитекторы делают проекты в одном ключе, а сами живут по-другому. Что к себе они относятся иначе.

По легенде, нью-йоркская квартира Энди Уорхола, в которой он жил, была совершенно классической, с барочными элементами и креслами в стиле рококо. Я лично в этой квартире не был, а слышал это от американских художников. Такой дизайн с классическими элементами мы бы назвали мещанством. А ведь хозяин — основоположник поп-арта.

Я все проекты делаю одинаково. Мои решения практичны. Здесь вы не увидите дизайн ради дизайна.
Когда человека интересует собственная стройка, у него возникает много вопросов. Он хочет улучшить свою жизнь и ищет ответы
— Кто-нибудь из твоих читателей благодарил тебя за то, что ты открываешь глаза на ремонт и фактически спасаешь их от многих ошибок?
— К статьям, в которых я делюсь опытом, и к реалити очень много подобных комментариев: «Спасибо, мы не знали, что так можно. У меня как раз такая проблема, я теперь знаю, как её решить».

В каждой текст я стараюсь закладывать рациональные знания, которые человек сможет применить в своём ремонте. В наше информационное время нет смысла потреблять только развлекательный контент. Нужен, контент, который помогает нам лучше жить. Если пользы нет, то говорить не о чем.

Когда человека интересует собственная стройка, у него возникает много вопросов. Он хочет улучшить свою жизнь и ищет ответы. Многие заказчики пришли ко мне именно после реалити. У них совершенно другие объекты — это большие дома. Они следили за переделкой «хрущевки», хотя могли бы купить такую квартиру на завтрак.
— Расскажи о своих заказчиках. Кто эти люди, что им нужно, что для них важно?
— Мне очень нравится, что сегодня наконец-то можно говорить о том, что дом – это не просто место для жизни, а именно «машина для жилья». Слава Богу, мы уже переросли понты: всё, что было в девяностые и нулевые, закончилось. Нет уже задачи кого-то удивлять. Сейчас ценится рациональность. В доме должен быть хороший пол, ровные стены красивого правильного оттенка. Свет должен должен быть по масштабу соизмерим с помещением и правильно выполнять свои функции — требуется правильные цветовая температура, цветовое пятно, система включения, размещение.
Мои заказчики, — это хорошие люди, которые не допустили самой главной ошибки: они не начали ремонт без специалиста
Я человек рациональный, и люди, которые становятся моими клиентами, тоже рациональны. Мне жутко неинтересно делать дворцы с золотыми унитазами, это против моей природы. Знаю, что кому-то и сегодня эти дворцы нужны, может даже необходимы, они имеют место. Но мне намного комфортнее работать с людьми, которые разделяют мои интересы и ценности.

Мои заказчики, — это хорошие люди, которые не допустили самой главной ошибки: они не начали ремонт без специалиста.
— Порой дизайнеры, с которыми я общаюсь, жалуются, что заказчики сами рвутся заниматься дизайном своего проекта и спорят с дизайнером. Знакомо ли тебе это?
— Я создаю пространство не на пустом месте. Его фундаментом является человек. Я изучаю этого человека и поэтому решения, которые я ему предлагаю изначально уже его. Он принимает их, поскольку видит в этом себя. Чтобы заказчик не вмешивался в дизайн, нужно делать то, что ему нужно на самом деле.

Не каждый дизайнер может правильно назвать стилистику конкретного интерьера, а заказчик и подавно. То, что один называет модерном, по факту может оказаться ближе к ар-деко. Они листали журнал, услышали слово, оно им понравилось, и теперь они уверены, что хотят «модерн».

Если дизайнер реально сделает им «модерн», они ответят, что это не то. Потому что у них «модерн» другой. Здесь требуется большая психологическая работа. Прежде, чем приступить к работе, я сначала смотрю на человека, провожу бриф, мы общаемся, определяем точки соприкосновения или, наоборот, разногласия. Если заказчик скажет: «Хочу ламинат» – мы разойдемся.
— Некоторые дизайнеры на вопрос, почему они использовали в интерьере то или иное решение, отвечают: «Не могу объяснить. Я просто вижу, что так правильно». Есть ли законы дизайна, композиции, здравого смысла? Что такое для тебя дизайн — работа по наитию, интуиция или всё-таки наука?
— Это наука. «Кажется», «видится» — не аргумент. Любое решение, любая идея должны доказаны и обоснованы.

Как человек примет ваши идеи, если не понимает, зачем они ему нужны? Например, вы приносите какого-то Атланта, который держит небосвод. Я спрашиваю: «Зачем мне здесь Атлант?» Вы можете попробовать убедить меня, к примеру так: «У вас снесли несущую стену, так что Атлант будет держать потолок, чтобы тот не упал». В таком случае Атлант несёт функцию и полезен.

Нужно объяснять, доказывать, обосновывать. Дизайн ради дизайна – не дизайн. Одно дело, когда архитекторы делают бумажные проекты. В Академии существует даже такое выражение «бумажная архитектура» – проекты, которые даже не планировались к реализации, их делают ради практики.

Когда мы заходим в интерьер, я спрошу про каждую линию – зачем она здесь нужна? Если дизайнер ответит, что спрятал за ней воздухозаборы, электрику и нашёл решение при этом не опускать потолки, то я пожму ему руку. Но, к сожалению, ни один дизайнер так не скажет. Они говорят: «Ну это же красиво!» Красиво – не аргумент. Полезно, решает проблему – вот аргумент. Вот и всё.
— То есть любая эстетика, любая идея должна быть функциональной и обоснованной практикой?
— Моe мнение – да. В первую очередь вам нужна машина, которая ездит, а потом уже ее эстетика. Если у неё нет мотора и она не едет, грош ей цена. Я за то, чтобы сначала сделать машину, способную поехать, а потом уже сделать её красивой.

Представьте, вот я рисую красивую машину, а потом думаю: «Что-то на двигатель уже не хватает. Возьму маленький, хватит и 20 км в час». У меня другой подход. Я иду от функции. Каждый решает для себя вечный спор, что первично: эстетика либо функция. Я — практик.
— Каким ты видишь свое место в дизайн-сообществе?
— У меня огромное количество знакомых дизайнеров, но всех не зачислить в какую-то определенную тусовку или группу. Они очень разные. Я общаюсь с ними, потому что они хорошие специалисты — знают эргономику, понимают, что дизайн – не просто способ зарабатывать деньги, а качество жизни.

Про тех, кто называет себя «элитными дизайнерами», скажу, что нет даже элитных домов, есть элитарные английские клубы. У меня со словом «элитные» другая ассоциация — что-то из разряда закрытого давно журнала «Флирт».

Есть категория дизайнеров, которые постоянно где-то собираются и во что-то играют. Мне это жутко неинтересно, нет на это времени. Я это наблюдаю краем глаза, когда приползаю со стройки и перед сном открываю Facebook. Уже засыпаю и смотрю на них: все красивые, классно выглядят, а у меня нет времени поехать в магазин и купить себе одежду – я работаю. Зато у меня возникает вопрос: «Откуда у вас столько времени, чтобы в самое рейтинговое для работы время бывать на каких-то мероприятиях?»

Я считаю членство во всяких профессиональных сообществах и объединениях пережитком прошлого. Советская школа никак не применима к современным реалиям. Эта модель нежизнеспособна, она рухнула в 1991 году, зачем тащить её в наше светлое будущее?
Искусство – это эстетическая необходимость
— Раз уж мы вспомнили про историю и СССР, то хочется поговорить про кухонный фартук в твоей квартире. Это мозаика по мотивам картины Малевича «Скачет красная конница». Почему Малевич и как ты вообще относишься к искусству в интерьере?
— Искусство – это часть жизни человека. Человек становится собой, когда начинает осознанно творить. Создавать и придумывать что-то — это не физическая потребность. Речь ведь не идёт о том, чтобы придумать какое-то орудие, которое поможет быстрее догнать и убить кабана. Искусство – это эстетическая необходимость. Без него невозможно себе ничего представить.

Когда я делал пространство квартиры для себя, естественно, мне хотелось собрать самые лучшие вещи, те, что вызывают у меня хорошие воспоминания и ассоциации. То же самое я делаю в своих проектах. Я изучаю человека, фиксирую, какие вещи ему нравятся и не нравятся, какой у него ассоциативный ряд.

Естественно, себя я знаю лучше всего и поэтому решил сделать неотъемлемой частью интерьера кухонный фартук из мозаики.

Мозаика на кухне — спорный материал. Дорого, сложно и нет единого мнения, насколько это практично и оправданно. Я решил поставить точку в этом споре и совместить искусство, мозаику и интерьер.
«Скачет красная конница» – одно из первых авангардных произведений, которое приняла Советская власть. То есть это официально признанное искусство. Потом оно стало служить пропаганде и мы знаем, чем в итоге всё закончилось.

Я решил её выполнить из фрагментов, квадратов, пикселей. Эта идея соизмерима с современной действительностью, потому что пиксель — это тот же самый квадрат Малевича.

В своё время я очень долго работал над серией картин, посвященных русскому искусству ХХ века. Я искал связку русского авангарда с современностью. Ведь когда политическая ситуация изменилась, русский авангард исчез и началась другая стилистика. Сейчас искусство, тем более живопись — нечто совершенно другое. А мне очень хотелось найти этот мостик.
Я решил, что самая лучшая база – Кандинский и Малевич. Кандинский – это цвета, Малевич – это форма. Если их совместить, то можно попытаться связующий мостик построить. Я взял черный квадрат, наделил его цветом, тоном и растиражировал — из огромного количества квадратов стал создавать изображение. Потому что сейчас черный квадрат – это не ноль, не смерть искусства, а точка отсчёта. Картины из этой серии хранятся в моей собственной коллекции.

Вернусь к мозаике. Я также собрал её из множества квадратов, каждый из которых наделён цветом и тоном. Все вместе они создают единое изображение. И вот она новая конница, которая мчит в новое время.
Мне хотелось сделать мозаику и заодно попробовать, насколько это практично. Я очень долго искал, кто вообще способен такую мозаику сделать. Люди удивлялись, называли мне какие-то страшные цифры. В итоге мне повезло. Я нашёл компанию, которая смогла собрать мне мозаику. Получилась очень классная история.

Сейчас я готов утверждать, что мозаика – очень практичное решение: она не боится воды и загрязнений, достаточно просто протереть её. Я не испытываю никаких с ней проблем. Эпоксидная затирка — вечная, она не впитывает жир, не меняет ни цвет, ни структуру мозаики. Покрытие более чем практичное, но мало того, очень красивое.
— Красивее плитки или стекла.
— Особенно стекла с самоклеющимся рисунком.
— Почему же люди тяготеют каким-то очевидным ужасным вещам. Что с этим можно поделать?
— Есть хорошие рестораны, которые предлагают деликатесы, а есть фастфуд. Мы же не всегда питаемся в хороших ресторанах. Фастфуд удобней, он ближе и доступней. Столик не нужно заказывать – пришли, взяли кофе и булочку.

Но как мы это воспринимаем? Как возможность быстро перекусить. Если же мы хотим качества жизни, то идём в ресторан. Здесь тоже самое. Стекло с рисунками – это обычный фастфуд, без него никак. Если не будет фастфуда, что-то должно будет им стать.
Я вспомнил Малевича и мозаика стала не просто мозаикой, а картиной из пикселей
— Мозаика на твоём кухонном фартуке продолжает твои идеи о приоритете функции над эстетикой?
— Да, мне очень хотелось, чтобы меня в этом интерьере окружали вещи, которые я люблю. И вот я вспомнил про спор — практична ли мозаика или нет. Тут-то все и срослось. На этой ноте я вспомнил Малевича и мозаика стала не просто мозаикой, а картиной из пикселей.

Но первична функция: эта поверхность нужна, чтобы защитить зону готовки и визуально отвлечь внимание от кухни.

В этой комнате много функциональных зон: кухня, гостиная и кабинет. Если я сажусь за рабочий стол, то я — в кабинете. Для меня важно при этом визуально не чувствовать себя на кухне.

Если я стою возле мойки, то я на кухне. Это получилось за счeт зонирования и цветовой кодировки. Когда вы садитесь на диван, кухня оказывается слева, и поворачивая голову, вы видите не вытяжку, смеситель, раковину и духовой шкаф, а яркое панно. Вы смотрите на мозаику – она перехватывает ваше внимание. Акценты — это то, на что мы смотрим, и первое, что мы видим.
— Мозаика – это один из тех декоративных материалов, которые хорошо задают направление и расставляют акценты.
— Сделать акцент, яркую стену, подчеркнуть интерьер, придать ему особенную атмосферу – это к мозаике.

Сейчас я хочу в одном проекте скомбинировать крупноформатный керамогранит и мозаику, объединить два решения. Думаю, результат получится любопытный. Во-первых, там очень сложный для керамогранита контур стен – и его заменит мозаика. Во-вторых, мне очень любопытно сделать симбиоз в котором встречаются разные поверхности так, чтобы он был оправдан. Чтобы материалы не паразитировали один за счeт другого, а работали вместе.
— Был ли у тебя ещё опыт работы с мозаикой? Ванная, душевая, спа-зона?
— В одном проекте на Сардинии всё было сделано в мозаике, причём очень разной. Особенно мне понравилась мозаика из камня: фрагменты достаточно маленькие, и эффект — потрясающий

Мозаика ведь может огибать поверхности. Если в керамограните углы всегда должны быть прямыми, то она позволяет сделать плавные линии. Это очень важно в спа-зонах, в душевой, гда важно избегать травмоопасных острых углов.

Есть специальная мозаика антислип. Она не скользит, а это хорошая характеристика для напольного покрытия. Классно, что мозаика решает так много проблем.
— Люди мало знают о мозаике.
— Не потому, что им это неинтересно, а потому что информации мало. А то, что предлагают в среднестатистических магазинах, даже с закрытыми глазами не купишь.
— Если продавцы не занимаются самообразованием, не ищут новых решений, им проще предлагать самое дешёвое. Иногда они боятся, что люди другое просто не выберут. Есть ли у тебя есть план продолжить историю с искусством и мозаикой дальше?
— Естественно, потому что такие решения помогают решать проблему, а в ремонте это самое важное. Я узнал столько нового про мозаику, читая твой блог. Так что появилось несколько достаточно смелых идей.
— Пожелай что-нибудь нашим читателям, тем, кто читает, делает ремонт.
— Моё пожелание можно сформулировать очень коротко: «Не бойтесь!» Всё можно пережить. Ремонта не надо бояться, его нужно просто делать. Если поставить целью лучшее качество жизни, вы добьетесь этой цели. Вы найдете хорошую компанию, хороших исполнителей, классных строителей, отделочников, мастеров по мебели. Не всегда всё будет идеально, но, если вы ставите цель и идёте к ней, самое главное — это люди.

Поэтому я желаю вам, что бы вы не боялись и вам встречались хорошие люди, специалисты, фанатики своего дела и ремесла в самом лучшем смысле этого слова.
За помощь в подготовке и организации интервью благодарю Валерию Ефанову.
Напишите мне письмо
Если вам есть, что рассказать о новых продуктах
и технологических решениях моей аудитории, напишите мне