15.01

«Интерьер как капсула времени»

Сергей Суровцев — художник, создающий интерьеры, где каждая деталь становится частью сложной, но гармоничной композиции. Характер его проектов рождается из тщательно продуманного сочетания текстур, форм и деталей. Как художник XXI века доказывает: роскошь — это не просто дорогие материалы, это внимание к каждой мелочи, умение сочетать несочетаемое и создавать пространства, которые захватывают дух. Его интерьеры — это мир, где каждая деталь становится частью большого искусства, а жить в них — значит каждый день открывать для себя что-то новое.

Художник по интерьерам Сергей Суровцев:

2025
{
}
Сооснователь «Творческих мастерских» (1998), Сергей Суровцев — российский художник по интерьерам, который превращает интерьеры в уникальные авторские произведения. Его творческий метод — «тотальный авторский дизайн»: каждая деталь, от мебели до мозаичных панно, создается индивидуально, превращая пространство в многослойный визуальный нарратив.
Свободно интерпретируя стили от модерна до ар-деко, Суровцев использует материалы как художественный язык. Для него интерьер — не просто функциональное пространство, а живая поэма, где окна становятся рамками пейзажа, а ручная роспись превращает обычные элементы в арт-объекты.
Убежденный противник массового производства, он доказывает: истинная роскошь рождается на стыке ремесла и искусства.
Сергей Суровцев
}
{
S.M
Зачем и кому нужны капсульные интерьеры?
С.С.
Капсульные интерьеры родились как ответ на запрос времени. Первый — это лаконичность и минимализм, которых ждет зрительская аудитория. Второй — скорость. Люди не готовы долго ждать. Многие состоятельные заказчики сейчас хотят максимально быстро получить законченный интерьер в едином стиле из одних рук. Долго строить сложносочиненный интерьер они не хотят. Но при этом их требование — чтобы интерьер был качественным и смотрелся дорого.
Требование времени – делать быстро, требование производства – делать просто и снижать себестоимость. Дизайнер, находясь между заказчиком и производством, призван найти баланс и те решения, которые ускорят процесс и дадут нужный результат.
↑ Интерьер частного дома в Подмосковье, художник по интерьеру Сергей Суровцев
S.M
Как создать комфортное, впечатляющее пространство быстро и уложиться в бюджет?
С.С.
За счет целостного подхода. Когда всё хорошо продумано, то даже в простом исполнении интерьер смотрится дороже. Если ещё всё это сделать с фантазией, возможностью кастомизации, индивидуальными решениями и секретными приемами, то и лаконичное по цвету и форме пространство будет выглядеть интересным и завораживающим.
S.M
В каком стиле должны быть сделаны капсульные интерьеры?
С.С.
У капсульных интерьеров — своя эстетика. В таком интерьере господствуют прямые или слегка минималистичные закругленные формы. Стильными и модными сейчас считаются лаконичные интерьеры в едином решении, основанном на двух цветовых сочетаниях и двух основных материалах, которые используются как в мебели и аксессуарах, так и в отделке стен, полов и потолка. Всё должно быть логично, цельно и неразрывно между собой связано.
Моя личная ассоциация — вагоны Восточного экспресса образца 1920-30-х годов. Там всё было продумано и создано художниками и архитекторами: деревянные элементы, светильники, зеркала, дверные ручки — всё, вплоть до ложек и посуды. Вагон-ресторан украшали стеклянные панели Рене Лалика. Этот исторический пример для меня — идеальный полный объем капсульного интерьера. Купе или поезд – это замкнутое пространство, которое нужно сделать полностью. Дизайнер, художник или архитектор, заходя в современную бетонную коробку, должен ее обустроить стильно, уютно и комфортно. Вот почему мы можем говорить о концепции капсулы.
↑ Фото Ariodante Travel Ltd.
S.M
За счет чего достигается скорость?
С.С.
Во-первых, за счет изменения состава команды исполнителей. Интерьеры квартир и домов исторически делаются более сложно, поскольку там участвуют разные группы мастеров под руководством и режиссурой дизайнера. Это похоже на большой симфонический оркестр, где много участников и каждый — мастер в своем деле.
Капсульный интерьер подразумевает всего лишь двух-трех исполнителей. Это уже не симфонический оркестр, а дуэт, трио или даже соло. Этот более современный подход в контексте того, что сейчас происходит.
Во-вторых, чтобы ускорить процесс, надо убрать из него какие-то звенья. Например, за счет стеновых панелей убирается черновая отделка. Установка гипсокартона, штукатурка, шпатлевка, проводка электрики в стенах — это долгие работы. Мы убираем эту строительную часть. Одна команда, непосредственно от столярного производства, может зайти в бетонные стены и потолки и сделать финиш благодаря деревянному панелированию. Мы можем использовать более сложные материалы — кожу или обои, но всё на основе МДФ, дерева и монтажа, связанного со столярным конструированием и сборкой. Затем пространство наполняется предметами интерьера — шкафы, кровать, прикроватные тумбочки, консоли, столики. всё это может быть лаконично выполнено в одном или в комбинации двух-трех материалов и выдержано в едином стиле.
В-третьих, процесс облегчается и становится быстрее уже на этапе конструирования. Конструктор разрабатывает капсульный интерьер как отдельную «коробочку». Условно говоря, ее сначала собирают в цеху, потом привозят на объект, монтируют, подключают все коммуникации. Это реально ускоряет процесс строительства и отделки.
Когда мы делаем «коробочку», то должны думать обо всех аспектах и увязать их между собой. Если в интерьере, который создается разными мастерами постепенно, по частям, в процессе могут возникнуть нестыковки, здесь это исключено — всё делается в комплексе.
S.M
Правильно я понимаю, что отличительная черта твоих капсульных интерьеров — дерево?
С.С.
Дерево — это материал с большой и богатой историей. Изначально интерьеры с панелями и мебелью из дорогих пород дерева могли себе позволить только королевские особы и их ближайшее окружение.
Сегодня использовать дерево в интерьере может позволить себе намного больше людей. Изменилось время, появились новые станки, производство стало более массовым и доступным. По большому продукция ИКЕА минимум на 50-60% создается на базе дерева.Так что мы никуда не денемся, оно было и будет с нами в разных формах, с разным содержанием.
Конечно, есть люди, которые не пробовали жить в таких интерьерах и не знают, каково это. Но по моему опыту, люди строят деревянные дома и живут в них с удовольствием. Дерево в интерьере, даже если это фанерованное дерево, МДФ — это всё равно дерево. Это другие запахи, другая колористика интерьера, другая энергетика — всё
другое. Впечатление и качество проживания в таких интерьерах ни с чем не сравнить. Какие бы красивые, хоть расписные обои ни используй, всё будет не то. Даже пыль, оседающая на дереве, пахнет иначе. У нее какие-то другие свойства. Потому что дерево — живой материал. Оно усыхает или, наоборот, расширяется. Живет своей жизнью, откликаясь на времена года и ту среду, где оно поставлено. Всё это для меня — показатель его живости и движения.
↑ Интерьер частного дома в Подмосковье, художник по интерьеру Сергей Суровцев
S.M
А если заказчик всё-таки хочет не дерево, а что-то другое?
С.С.
Действительно, мне приходилось слышать: «Не надо столько дерева, хочу больше света».
Концептуально для капсульного интерьера это ничего не меняет. Мы точно также собираем стены из панелей в цеху, только теперь мы их обклеиваем, обтягиваем или красим. Белая эмаль, скажу вам, дает намного более качественный и эстетически оправданный результат, чем покраска стен валиком.
Мы можем создать интерьер в светлых тонах, интерьер из дорогого шпона или интерьер с панелированием из ткани. С тканями можно придумать очень много: использовать гобелены и материалы ручной работы, делать вставки, работать с объемами и придумывать самые разные вариации.
Существует, конечно, технологическая история. Когда части собираются между собой, возникают стыки. От этого мы никуда не денемся. Обои ведь тоже имеют шов. Но проектировщики — конструкторы, архитекторы и дизайнеры — всегда могут обыграть эти стыки, швы и точки сборки так, чтобы сделать их частью дизайнерского решения. Например, разделить в местах соединения панелей стену пилястрами или другими декоративными элементами.
↑ Интерьер квартир в Сколково, художник по интерьеру Сергей Суровцев
S.M
Расскажи подробнее про провода и проводку. Это важный момент в современном интерьере.
С.С.
Проводка проходит за панелями, потому что между панелями и несущими стенами всегда есть некое пространство, в котором очень хорошо располагаются все коммуникации. Их не надо прятать ни в кирпич, ни в бетон, а потом заделывать штробы.
Необходимость протянуть еще один провод или добавить розетку в готовом интерьере — всегда головная боль. А здесь все провода уже брошены с запасом, достаточно всего лишь выпилить в панели еще одну дырочку, вытянуть оттуда провод и поставить розетку.
Мы всегда подробно обсуждаем разводку с электриками и закладываем запас на всякий случай, если по ходу дела нам потребуется поменять режимы включения, что-то добавить или убрать. Не все так делают. Я — делаю.
Когда заказчик просит изменить положение или работу выключателей на финальной стадии ремонта, при готовых стенах, такой запрос практически трагичен. При отделке
стен панелями трагедии не будет, не придется ничего ломать и разрушать. В конце концов, какую-то одну панель всегда можно заменить.
S.M
Если капсульный интерьер — это про скорость и лаконичность, то где здесь можно говорить про роскошь? Не противоречит ли это концепции?
С.С.
Нет, совсем не противоречит. Мы говорим про роскошь, но на новом языке. Панелирование вошло в широкий обиход в викторианскую эпоху и усилилось в ар-деко. Все стало возможным благодаря развитию промышленного производства. В те годы этот стиль считался лаконичным и ультрасовременным.
Вообще корни этой истории уходят еще глубже. Готика — вот для меня прародитель интерьеров, в которых всё сделано в основном из дерева. В том числе — капсульных. Идею маркетри в виде обманок я позаимствовал из интерьеров готических соборов. Мастера той эпохи придумывали и вырезали настоящие шедевры.
XVII-XVIII века — эпоха Андре-Шарля Буля, изобретателя-инноватора, который очень сильно повлиял на всех мастеров, занимающихся мебелью. Франция задавала тон всей моде.
Потом центр силы сместился в Англию. В викторианскую эпоху сложился колониальный стиль. Интерьеры, как антикварный магазин, наполняли необычными вещами, привозными из Африки или из Индии. Добавьте сюда резные камины, лестницы и вы получите сложные исторические памятники. Это такой период – люди очень много торговали с колониями, у них была возможность строить себе роскошные дворцы и наполнять их такими вещами. Тогда из дерева любили делать целые кабинеты с затейливой фигурной резьбой.
Период индустриализации принес другие решения. Одежда, машины, посуда, портсигары стали похожи на новые интерьеры. Всё развивалось в едином ключе – современно, необычно. Это было связано с ростом промышленности, производством, возможностями. Новые лаки, новая техника, машины, аппараты и так далее. Это позволило, в том числе, делать интерьеры с панелями больших размеров.
↑ Интерьер частного дома в Подмосковье, художник по интерьеру Сергей Суровцев
S.M
То есть за появление обшивки деревянными панелями мы должны благодарить больше промышленность, чем художников?
К.Я
Всё взаимосвязано. Когда в ХХ веке в Америке стали активно использовать панелирование, такие же панели в большом количестве появились в кабинетах наших руководителей. Как раз в то время и благодаря прорывам в развитии станков.
S.M
Ты говоришь про пятидесятые и шестидесятые, период midcentury?
С.С.
Да, тогда стали делать такие, скажем, арт-пространства. Некоторые из которых слишком эксцентричны для простого человека, но их отличительная черта — целостность, завершенность.
Вспомни «Космическую Одиссею» Стэнли Кубрика, 1968 год. Интерьеры в его фильме
— футуристичные, неземные. Это был стилистический бунт, который потом охватил всех — Америку и Европу.
Мы можем проследить эту закономерность и понять, почему современные интерьеры имеют такую форму. Видишь, для меня это трансформация одной идеи, которая начинается в готике и, видоизменяясь, отвечает на запрос наших дней.
S.M
Запрос на роскошь?
С.С.
Да, он трансформируется, но остается всегда. В какой-то момент стиль ар-деко изменил представления о роскоши. Теперь и наше время внесло в него свои коррективы. Сейчас терпение и ожидания заказчиков изменились. Люди согласны на то, чтобы было проще, но быстрее. Они за эту простоту готовы переплатить.
Полностью законченные интерьеры — плод хорошо продуманного сценария, а не «Я так вижу». Всё должно быть просто и эффектно. Это не упрощение и уплощение, а хорошая работа творческих, талантливых людей. Задача архитектора — быть отличным организатором, продумывать последовательность рабочих этапов на стройке, четко распределять задания по командам, которые будут это выполнять, чтобы процесс осуществлялся в максимально короткие сроки. Планирование и архитектура тесно связаны.
Николай Львов, фрагмент двери
↑ Эскизы и интерьер, художник по интерьеру Сергей Суровцев
S.M
В чем еще, кроме скорости, плюс капсульных интерьеров для заказчика?
С.С.
Рассчитать стоимость готового интерьера обычно достаточно сложно. А стоимость капсульного интерьера можно сразу озвучить практически «под ключ».
S.M
Кто еще из современных дизайнеров работает в подобной концепции?
С.С.
В современном дизайне в целом всё разрозненно. Если приехать на Миланский салон, то увидишь, что каждый занят своим. Кто-то выставляет стулья, кто-то кухни, кто-то — мягкую мебель.
Связать всё в цельную, единую историю, на мой взгляд, смог только Джорджо Армани. Используя свое имя, он продумал в едином стиле и выпускает под своим брендом всё — от тканей до мебели, обстановки и панелирования, вплоть до аксессуаров.
Он запустил эту тему лет 25 назад и сделал из этого бизнес так, каким он его сам видел как художник с точки зрения продажи, себестоимости продукта и своего стиля. Стиль там выверен очень точно, так, чтобы при разумной стоимости производства это смотрелось не дешево, а дорого. Он создавал законченный интерьер как дизайнер и кутюрье и потом продавал и масштабировал его "пакетом" под своим именем: гостиницы, элитные апартаменты, бутики, магазины и так далее.
По большому счету, это очень прибыльный, удачный бизнес-проект. Тоже, по сути говоря, некая капсула. Авторский взгляд на жизнь.
S.M
Знатокам и ценителям ты больше известен как автор сложных, насыщенных, богатых декором интерьеров. А в этой истории раскрываешься с другой стороны. Чем тебе лично интересны капсульные интерьеры?
С.С.
Сам по себе я больше художник. Естественно, мне нравятся интерьеры, где было бы что-то «эдакое», отличительное, необычно характеризующее своего хозяина. Эксклюзив, сделанный только для него. Это приятно с точки зрения моего художественного восприятия. Мне нравится идти в интерьер не от архитектуры и ее законов, а от личных историй. Нравится, когда есть какие-то «вкусные» элементы, когда люди приходят, начинают всё это разглядывать. Нравится удивлять так, чтобы мурашки бежали по спине.
Я люблю интересные художественные вещи и за их счет пытаюсь приподнять уровень интерьера и тем самым поддержать статус своего клиента — человека, который будет в них жить.
Капсульные интерьеры дают творчески подойти к решению новых задач: использовать современные индивидуальные решения и приемы, например, скрытые двери, теневые плинтуса и карнизы, кастомизацию.
Эта история в первую очередь связана с нашими производственными возможностями и желанием создавать отдельные коллекции панелей, дверей, мебели.
Дальше мы можем такого рода интерьеры где-то приукрашивать, размещать предметы искусства, выставлять те предметы декора, которые это интерьер оживят и внесут в него энергию и жизнь. Одно с другим потом неплохо взаимодействует.
Недавно я провел эксперимент — спроектировал и создал интерьеры двух современных квартир в Сколково. Я переживал, что получатся покрашенные стены, как в школе. В итоге, когда пространство декорировали, развесили картины и фотографии, расставили по полкам предметы и книги, всё вместе вдруг заиграло.
Николай Львов, фрагмент двери
↑ Интерьер квартир в Сколково, художник по интерьеру Сергей Суровцев
S.M
От чего ты никогда не откажешься даже в самом минималистичном интерьере?
С.С.
Моя главная мысль — искусство имеет ценность всегда. Оно необходимо. Тебе нужно не только то, что успокоит, как минимализм, но и то, что подзарядит, даст эмоции. Искусство как подзарядка, оно заряжает.
Поэтому в любой свой интерьер я обязательно добавлю какую-то изюминку. В большей или в меньшей мере, что-то обязательно всегда будет. Кусочек маркетри, резьба, стекло, полосочка на полу или красивая дверная ручка, какой нет ни у кого.
↑ Интерьер холла клубного дома в Москве, художник по интерьеру Сергей Суровцев
S.M
Кого ты видишь идеальным заказчиком капсульных интерьеров?
С.С.
Мы должны дать сегодня зрителю то, чего нет у других. Приведу пример с автомобилем. Вы можете купить машину с простым велюровым салоном, а можете —
с кожаным. В капсульные интерьеры можно добавить отделку из дорогих пород шпона, с маркетри, с дорогими материалами и лаками, со стеклом, металлом, кожаными панелями.
Автомобиль — та же коробка. Ну хорошо, пусть она внешне красивая, но всё равно ее нужно наполнить: добавить красивые диски, светотехнику, обтянуть салон кожей, сделать интересную, удобную для рук по длине и техническим характеристикам панель управления и так далее. А еще уложиться в определенный бюджет, чтобы это не космических денег стоило.
Возвращаясь к домам и квартирам, скажу, что современные интерьеры очень сильно зависят от света. Поэтому нужна самая разная подсветка: верхняя, за карнизами, боковая, вертикальная, подсветка плинтуса. Интерьер с множественными подсветками — сегодняшняя мода. Наша особенность — использование художественных решений и материалов: декоративные элементы-вставки, пескоструйное стекло с рисунком, 3D-панели.
Это можно назвать элементами декоративного наполнения или элементами искусства. Они нужны не всем. Мой заказчик тот, кто скажет: «Ого, я такого не видел. Круто выглядит. Мне нравится». Понятно, что тут надо что-то предлагать, чего нет у других. Удивлять. Тот, кто удивиться и захочет такой интерьер — и будет потенциальным заказчиком.
Фото предоставлено пресс-службой Сергея Суровцева

Интервью: Илья Соболев
За помощь в подготовке и организации материала благодарю Валерию Ефанову.