За тот год, что я завел блог и начал рассказывать в нем о мозаике, в моей жизни многое изменилось. Я начал брать интервью и познакомился таким образом со множеством коллег и экспертов из мира строительства, дизайна и искусства. Мне всегда импонировал профессионализм, глубокое погружение в предмет.

НОВОСТИ
12.05.2019

Маркетри: роскошная деревянная мозаика для богатых интерьеров

Мне искренне интересны люди и дело, которым они занимаются. Мне также интересны результаты их труда: технологии, проекты, продукты, исследования и материалы. Поэтому я решил начать рассказывать не только о мозаике, но и о других отделочных материалах и интересных находках, которые вы сможете применить в своем доме или квартире.

Натуральные материалы всегда будут ценны, независимо от моды и трендов. Мы привыкли к тому, что уникальные, красивые предметы мебели и декора — это как правило музейные экспонаты и смирились обходиться в быту очень простыми, далеко не всегда эстетичными вещами. Я хочу показать вам, что красота — доступна. Что среди наших современников много очень интересных мастеров, творцов, художников. Прямо сейчас они создают красоту, которую вы можете себе позволить, если узнаете о ней и захотите впустить в свою жизнь.
Илья Соболев
Вот первая история из нового цикла рассказов
Инкрустация по дереву, которую вы увидите на этих фото, носит очень красивое французское название «маркетри». Небольшие элементы маркетри при изготовлении дорогой мебели начали использовать с давних времен.
Работы Андре-Шарль Буля
Первым, кто начал интегрировать в рисунок перламутр, металл, слоновую кость и экзотический шпон стал Андре-Шарль Буль. До него никто не додумался их так использовать. Так он стал первопроходцем, прославил свое имя, и техника маркетри прозвучала на весь мир.
Некоторое время назад я познакомился с художником Сергеем Суровцевым, мастерская которого нашла новый подход к маркетри. Наше знакомство началось с интервью. Мы стали говорить о римской, флорентийской, русской мозаике. Разговор плавно перетёк на текущие проекты. Оказалось, что из всех материалов Сергею ближе всего дерево.

Вместе с фабрикой «Войкар» он очень много экспериментирует и одно из направлений этих экспериментов — деревянная мозаика — ведь именно так переводится с французского слово marqueterie (мозаика, инкрустация по дереву).
Я посмотрел все каталоги, побывал на объектах, съездил несколько раз на фабрику и понял, что они действительно новаторы.
Если классическая работа с маркетри идет в формате маленьких деталей и небольших поверхностей, то в мастерской Сергея решили переосмыслить сам подход.
Маркетри — это очень тонкая ювелирная работа. Если используются разные материалы, как у Буля, то вдвойне сложно совместить разные по твердости материалы, например, перламутр, металл и дерево.
Все это надо между собой сложить, склеить, идеально подогнать швы. Маркетристов в России очень мало. Как правило это любители-энтузиасты, которые начали работу в реставрации, увлеклись и шаг за шагом наращивали своё мастерство.
Некоторые становились настоящими художниками, которые создают в этой технике авторские картины. Рынок это небольшой и узкий.
Если классическая работа с маркетри идет в формате маленьких деталей и небольших поверхностей, то в мастерской Сергея решили переосмыслить сам подход.
«Когда я стал работать с этой техникой, то посмотрел на маркетри с точки зрения американского поп-арта. Джеймс Розенквист, Роберт Раушенберг и Энди Уорхол делали ставку на крупное увеличение объектов. Они брали гигантского размера холсты и переносили на них надписи, отдельные предметы и их детали, создавая, таким образом, из простого великое, грандиозное. Вещь становилась объектом искусства и обретала историю. Я тогда подумал: «А что, если взять маленькое изображение и сделать его в большом размере?»
— рассказывает Сергей.
Увеличив эскиз до монументального полотна оказалось беспроигрышным ходом. Изображение работает «и в ближнем, и в дальнем бою». Вблизи ты видишь красивую поверхность, а издалека, с расстояния нескольких шагов — интересную единую картину.
Сергей по образованию художник-монументалист и изначально работал с росписями и большими объёмами. С маркетри он поставил подобный опыт в 2006-2007 году.

За прошедшее с того момента время и технологии шагнули вперед: появились новое оборудование и мощность компьютеров увеличилась в разы — теперь в работе с маркетри используют и компьютерные технологии.
Процесс работы
1
Всё начинается с эскиза, в котором важно изначально учесть рисунок дерева и его структуру. Затем делается точная обводка эскиза в Corel. Перевод должен быть очень точен, чтобы сохранить все нюансы ручной работы «её нерв и трепет».
2
Далее по этому файлу машина вырезает из шпона детали, которые потом собирает на плоскости специалист. Важно, чтобы все сошлось и швы получились очень аккуратными. Новые технологии позволяют одинаково точно резать и шпон, и металл, и перламутр. Благодаря ему можно разрезать серебро и золото на полосы шириной до миллиметра.
3
Собрать вырезанные детали на столе подбирая цветные элементы к друг другу некоторые из надо менять и вырезать новые — работа настоящего художника.
4
Фрагменты шпона интегрируется с другими фрагментами, подгоняются друг к дружке, выклеиваются на поверхности, которую потом шлифуют, грунтуют и доводят до финальной отделки.
При работе со шпоном получить идеальную картинку очень сложно. Иногда приходится его окрашивать, чтобы добиться нужного цвета или прибегать к помощи художника. Когда всё уже собрано, ещё раз делается контрольная проверка. Здесь нужен взгляд, который увидит картину в целом и подтянет детали, нюансы, тонкие сочетания. Любая работа по маркетри в мастерской Сергея Суровцева проходит через глаза и руки художника который с помощью цветовых лессировок дает окончательную законченность произведению.
Любая работа по маркетри в мастерской Сергея Суровцева проходит через глаза и руки художника который с помощью цветовых лессировок дает окончательную законченность произведению.
Поделиться в соцсетях
Made on
Tilda