27.09

«В керамике нужно смотреть на идею»

Чтобы сказать новое, свежее слово в дизайне, нужно иметь решительность и отвагу. Именно такова героиня этого интервью. Достигнув успеха и признания в одной сфере, она не боится открывать себя заново. Будучи востребованным дизайнером интерьера, Оксана Цымбалова стала развиваться как художник-керамист. За очень короткое время, смело экспериментируя с нестандартными для этой сферы материалами, она сформировала свой технологический и философский подход к созданию природных, живых поверхностей. Ее интерьерная керамика стала открытием художественных выставок 2022 года и покорила как зрительскую, так и профессиональную аудиторию. Это история человека, который открыт переменам и идет за своей мечтой.

2022
{
}

Оксана Цымбалова:

Оксана Цымбалова – художник-керамист, дизайнер интерьера жилых и общественных помещений. Победитель и финалист международных конкурсов дизайна, автор трех проектов для передачи «Дачный ответ». Участница выставок «Трын*Трава», «АртДом», «Истоки», «Осторожно - хрупкий груз!», «Контуры сближения». В профессию пришла в осознанном возрасте, позволив себе начать с нуля. В своём творчестве опирается на сохранение исторического наследия и тонкое соединение его с современностью.
Оксана Цымбалова
}
{
S.M
Весной 2022 года вы участвовали со своими работами в нескольких выставках, в частности «АртДом» на Винзаводе. Какова была реакция публики?
О.Ц
Я не ожидала, что выставка получит такой резонанс. Я была крайне удивлена тем, что подтянулось большое количество мастеров-керамистов, которые стали предлагать мне вести мастер-классы, учить делать поверхности. Для меня неожиданным открытием стало то, насколько это интересно.
↑ Выставка «АртДом» ЦСИ Винзавод, альтернативная интерьерная керамика / Оксана Цымбалова

S.M
Вы рассказывали, что обратиться к керамике вас побудила пандемия и самоизоляция. Верно?
О.Ц
Когда все сели дома, первую неделю был кайф. Я много спала и получала наслаждение. Вторую неделю выстроила так, что целыми днями работать и вести несколько проектов. Нас не сильно побила самоизоляция. Мы живем за городом, где можно выйти во двор и смотреть, как птички поют, травка зеленеет, распускаются листочки. Там у меня произошел интересный внутренний разговор.
До пандемии я выстраивала жизнь на год-два-три вперед. Через год я хочу вот это. Через два у меня должно случиться такое-то. Мои планы касались больше дизайна интерьера. Я создаю интерьеры сама, каждый – особенный. Веду полностью все от идеи до воплощения, просчитываю, выстраиваю, вычерчиваю, нахожу, проверяю. Потом мы заходим на объект, строим, комплектуем. Все это делаю я лично и мне этот процесс безумно нравится.
Я понимала, что надо потихонечку оставлять эту историю себе любимой, брать пару проектов в год, открывать студию и набирать людей для того, чтобы выходить на другой уровень. Планомерно к этому шла, взяла чертежника, договорилась о новых условиях с визуализатором, не ожидая, что мир может так резко измениться.

↑ Проект «Русский лес» / дизайнерская мастерская ДОМ СОЛНЦА
Как дизайнеру мне всегда нравилось включать в свои интерьеры какие-то безумные и нестандартные авторские идеи.
{ Оксана Цымбалова }
Тут происходит пандемия, и я понимаю, что жизнь начинается и заканчивается одним днем. Сегодня ты проснулся, спасибо богам. Вечером уснул – спасибо. Значит нужно быстро делать то, о чем мечтал и чего хотел. А как дизайнеру мне всегда нравилось включать в свои интерьеры какие-то безумные и нестандартные авторские идеи.
Я очень люблю ручную работу и уверена, что в наш период технического развития и потребления незаслуженно ушли на дальний план энергия и тепло мастеров. С этим я никогда не могла смирится, мне за это больно. Поэтому я старалась подтягивать в свои проекты керамистов.
↑ Светильник / художник-керамист Оксана Цымбалова
Светильники ручной работы — это совершенно другая аура интерьера. Однако, прописывая мастерам техническое задание, я сталкивалась с одной и той же проблемой: люди очень плохо понимают, что ты хочешь. Человек изумительно умеет делать «от и до», а вот чуть-чуть в сторонку отойти уже боится. В принципе, это его право, но мне всегда хотелось попробовать что-то новое.
Например, нам нужно изготовить большой керамический светильник. Он получится достаточно тяжелым, поэтому задача – облегчить глину. Давайте добавим в нее опилки, они выгорят, мы тем самым создадим пористость и облегчим массу изделия. На меня смотрели с удивлением: «Нет, у нас печка, там будут взрывы, мы в это не играем».
В этот период работы с керамистами я придумала себе историю. Когда мне исполнится 80-90 лет и бегать по стройкам станет сложновато, я заведу гончарный круг и в рваных штанах, очках, с прической ежиком начну гончарить кружки, продавать их за рубль и тем самым буду полезна миру. Чтобы не бурчать и ворчать на старости лет, а чем-то заниматься, потому что самое главное — ощущать себя полезным независимо от возраста. Тогда человек живет.
↑ Светильник / художник-керамист Оксана Цымбалова
Керамисты продолжали повторять: «Боимся, не хотим, нельзя, невозможно». И мне пришла идея: «А зачем ждать старости, если можно уже начать?» Я записалась в Академию народного ремесла на керамику и как только открыли очный курс, отправилась на занятия. Они шли в течение четырех месяцев каждую субботу с раннего утра до позднего вечера.
Когда я прикоснулась к этому процессу, мне безумно все понравилось. Я неправильно себя поняла, мне нужно искать не того, кто воплотит мои идеи, а самой этим заниматься. Но все приходит в нужный момент и время.

↑ Интерьерная керамика, художник-керамист Оксана Цымбалова.
Проект «Клён» / дизайнерская мастерская ДОМ СОЛНЦА
S.M
Для любого сильного творчества нужно одиночество. Когда человек остается один на один с самим собой, уходит от мира и фокусируется, то начинает видеть немножко больше и лучше. Пандемия дала возможность остаться с собой, прислушаться к себе и потом направить взгляд вовне?
Для меня это был важный и переломный момент, причем не в плане страха и паники. Я не из той категории, кто скупает туалетную бумагу и гречку. Если умирать, то без разницы, сколько всего ты запас. Я вообще к смерти отношусь немножко по-другому. Для меня смерть — это рождение нового.
Пандемия сыграла колоссальную роль. Мне нравился безумный ритм моей жизни. В тот момент, когда тебя вышвыривает из бури, происходит внутренняя борьба. Тебе хочется бежать работать, а убежать тебе не дают. И ты понимаешь, что пора уже реализовывать свои желания, ведь завтра может не наступить. Это правильные мысли, потому что зачастую мы живем иллюзией отложенной жизни.

Я учу своих детей: «Если тебе что-то надо, бери и сразу делай, не жди завтра». А еще мне становится страшно, когда я наблюдаю за теми знакомыми пожилыми людьми, чья жизнь не наполнена яркими красками. Это ограниченный маршрут между улицей и телевизором. Я поняла, что не хочу так, мне нужно другое. Не просто чертить, рисовать, а творить руками. Это самый важный навык. Мы стали менеджерами, юристами, экономистами, мы умеем продавать, но вот закрой сейчас все фирмы, что делать? Люди, которые умеют работать руками, не пропадут никогда. Цивилизация иногда может давать сбой и мы видим, как тогда все моментально рушится и ломается.
↑ Художник-керамист Оксана Цымбалова
S.M
Вы чему-то учились на курсах керамистов кроме работы руками? Какая там была программа?
О.Ц
Это курс ручной лепки в техниках жгута, пласта, налепа и гончарка для обычных керамистов. Гончарка почему-то мне не понравилась. У меня сразу получилось, я потеряла интерес и не подходила к ней более года. Сейчас у меня дома гончарный круг и ничего не получается. Увлекательно, чем выше стенки пытаешься вытянуть, тем сложнее процесс.
Там же я познакомилась с материалами, которые используются в керамике, и первое, что отметила – мне не понравились стандартные глазури, которые продаются на рынке. Если заниматься схожей по дизайну посудой в один цвет — это приемлемо, но с учетом того, что мне все время хотелось что-то куда-то запихнуть и посмотреть, что выйдет – нет.

Во мне проснулся ребенок, которому интересно, что с чем можно соединить. У меня на объектах всегда лежит битый кирпич, валяется стекловата, смальта и я начала экспериментировать. Стала добавлять в глину все эти мелкие ошметки, обжигать на разных температурах и смотреть, что будет.
Стекловата дала интереснейшие эффекты. На выставке мы представляли большое панно, которое смотрится как произведение искусства. В принципе я лишь смешала, сформировала предмет и обожгла, все остальное сделал огонь. Он выжег часть стекловаты и получилась изумительная, крутейшая фактура, которую руками ты в жизни никогда не сделаешь.

↑ Светильник / художник-керамист Оксана Цымбалова
S.M
Зря значит, керамисты боялись, нет в экспериментах ничего страшного?
Период обучения шел с множеством экспериментов и опытов. За это время было пять хороших взрывов. Печь у меня боевая. Хотя ей полтора года, она работает изумительно. Поначалу я этим не владела, сейчас же, формируя предмет, делаю крышку, как бы закрываю его колбой. Если внутри произошел взрыв, то он не так травмирует печь. Все приходит с опытом.
Интересно, когда у тебя вдруг получается, но я стала понимать, что делаю все по наитию, как ребенок. Сунул палец в розетку, ударило током, запомнила. Печь стоит на веранде моего жилого дома, и не хотелось бы, чтобы это все взорвалось. Внутри печи – еще может быть, но масштабные повреждения нежелательны. Я поняла, что нужно учиться дальше. Необходимы знания, что с чем можно связывать, какая химическая реакция и какие взрывы могут быть.

Целый год я посвятила интенсивной учебе, на три месяца глубоко погрузилась в химию для керамистов, через слезы решала химические уравнения. Пришлось взять у ребенка учебник химии для 7 класса. Я начала понимать процессы работы с оксидами и диоксидами, чем они отличаются друг от друга, какая формула, как они взаимодействуют, какие реакции происходят, когда идет выделение газа и создаются кратеры, что нужно, чтобы они пошли или не пошли, что добавить в массу, чтобы сделать ее молочно-белой и так далее.
S.M
На этом учеба остановилась, знаний было уже достаточно?
О.Ц
В какой-то момент меня начало уносить, я стала замешивать стекло, смальту, опилки, песок, все что можно и нельзя. Поэтому я пошла учиться у наших керамистов, которые в свое время уехали из Санкт-Петербурга в Лондон. Мне казалось, что там я систематизирую свои взгляды и мысли.
Я уже пришла к интересным результатам. Пытаясь сделать глуп, получила пенные массы и научилась ими управлять. Никто не понимает, как это возможно, а я знаю, как сделать состав, чтобы он уплыл или чуть поплыл, но стоял. Этому предшествовал длительный, монотонный период экспериментов, когда уже куплены медицинские весы, записываешь формулы и свои рецепты, исследуешь пропорции.
В лондонскую резиденцию, как я потом поняла, я пришла слишком рано. Нам дали задание выбрать в музее предмет, детально изучить его и в рамках этого исследования разработать и создать свой проект. Эта история у меня не получалась. Когда у тебя горит взгляд, тебе сложно сформулировать идею в предмет. В какой-то момент я хотела уйти, меня остановили, за что я безумно благодарна. Предложили: «Не придумывай историю, попробуй что-то сделать на своих опытах. Делай то, что тебе интересно»

↑ Керамическое панно / художник-керамист Оксана Цымбалова
Я начала хулиганить. Взяла обычное круглое блюдо, символ цикличности, и без всяких идей, заумных слов и художественных концепций просто стала делать фактуру. Оказалось, что обычный кирпич при обжиге дает интереснейшую, живую поверхность. В конечном итоге родилось панно, которое весной 2022 года я представила на выставке «FRAGILE! Осторожно: хрупкий груз!» в галерее One's Mind в Санкт-Петербурге.
Здесь сложный и нестандартный для керамики состав и разные технологии. Тут нет глазури вообще, это пенные массы, полностью авторские материалы, созданные в многочисленных экспериментах.

S.M
Откуда такой протест против глазури?
О.Ц
С ней скучно. Я придумала интересную историю и собственную технологию, которая включает всевозможные отходы, остатки. Они дают сложные фактуры и создают красоту. Например, добавляю в глину рис, он выгорает и оставляет поры. Ты в жизни никогда не сформируешь горшок так, чтобы его растрескало, когда выщелкивает сгорающий рис.

Пенные массы, эксперименты с керамикой /
художник-керамист Оксана Цымбалова
Меня всегда тянуло к созданию живых предметов, которые хотелось бы рассматривать и каждый раз открывать в них что-то новое.
{ Оксана Цымбалова }
S.M
Хотелось создать необычные поверхности?
О.Ц
В том числе. Я сейчас в той стадии познания мира, когда хочешь выйти за пределы стандартных алгоритмов, которые тебе дают в период обучения, того, как делают все. Мне интересно: «А что будет, если?»
Когда я что-то создаю, то продумываю, какую функцию оно должно выполнять, как поведет себя в огне, что с ним должно произойти. У меня стало это получаться. Интересно и захватывающе придумывать истории, создавать эмоциональное впечатление, чтобы заставить зрителя поверить — перед ним честная поверхность, она живет своей жизнью.
Я поняла, что меня всегда тянуло к созданию живых предметов, которые хотелось бы рассматривать и каждый раз открывать в них что-то новое. Фактура и форма позволяют это сделать.

↑ Интерьерная керамика / художник-керамист Оксана Цымбалова
S.M
Какие поверхности у вас в итоге получились?
О.Ц
Перед созданием той или иной фактуры я ставлю себе определенную задачу. Например, меня настолько достала истерия во время пандемии, что мне пришла идея создать кричащую фактуру, которая отталкивала бы людей, чтобы они понимали, насколько это больно. Что-то с нутром, с телом, с разложением, потому что общество прогнило и земля погрязла в черной магме лжи, темные силы покрыли мою землю. Мне удалось достичь этого эффекта.
Из этой же истории пенные массы, например, фарфор и картон. Обычная картонная коробка собрана определенным образом, выдержана в фарфоре, сформирован некий объект и обожжен. Получается очень интересная, изумительная поверхность, мы этот опыт продолжаем дальше использоваться. В природе это камень, у меня — рукотворный предмет. Натуральная, настоящая, похожая на природную фактура.

↑ Эксперименты с керамикой / художник-керамист Оксана Цымбалова
S.M
Керамика на этом этапе уже не материал, не техника, а возможность высказаться?
Для меня сейчас это больше познание материала и его возможностей. Я понимаю, что потенциал у него колоссальный, это больше поиск. Я работаю с проволокой, мы научились делать металлическую поверхность, перетирая в пыль и запуская коррозию химическим процессом.
На выставке, чтобы показать, что такое пенные массы, я специально надломила несколько экспериментальных образцов. Они вызвали большой интерес. Поэтому в следующий раз хочу сделать отдельный стол для экспериментов. Показать, какие фактуры можно получить, чтобы раздвинуть горизонт представлений о материале. Оно ограничено только нашими стереотипами, если пойти чуть дальше, в поиске откроются новые вещи. Понятно, что это длительный, сложный, экспериментальный путь, но он затягивает.
Нельзя просто сесть, что-то придумать, нарисовать, слепить, сразу стать героем и заработать миллион. Я не верю в это. Чтобы что-то создать, ты должен пройти свой путь и научиться понимать материал, ведь если ты не его понимаешь, то не можешь с ним взаимодействовать.

Есть ведь не только материал, но еще и огонь. С ним – свой путь познания, достаточно жесткий. С огнем просто так не играют. Он меня наказывал ожогами, когда я пыталась сделать по-своему, нарушая порядок.
Сейчас я формирую предмет и позволяю огню дальше его раскрыть. У нас сотворчество. Ты поставил предмет в печь, включил ее и те сутки, пока он внутри, ты в принципе ничего не можешь сделать, там хозяин только огонь. Договориться с ним так, чтобы эта капелька потекла сюда, а здесь разорвало вот так – сложно. Но когда ты начинаешь понимать весь технологический процесс, то приближаешься к этому.

↑ Эксперименты с керамикой / художник-керамист Оксана Цымбалова
S.M
Вы меняете у людей привычные представления о глине и керамических изделиях, а глина, в свою очередь, меняет ваши представления о себе и окружающей действительности?
В какой-то момент жизни я поняла одну вещь. Тот мир, который нам показывают — это не реальная картинка. Мир намного интереснее, лучше и сложнее, и проще. Может даже проще. Особенно если убрать из жизни все то напускное, что нам навязано. Подумайте над этим.
Человек рожден не для войн, не для споров или почета. Он творец, созидатель, у него совсем другая история. Он пришел сюда для того, чтобы творить, познавать и создавать. Когда созреваешь до этих мыслей, то понимаешь, что среда, в которой ты живешь – это шаблон, в который тебя посадили. Тебя загнали в коридор садик-школа-институт-работа и ты по нему идешь. В лесу мы привыкли только шашлыки жарить и грибочки собирать. Нам так сказали и иного мы не видим. Лес дает намного больше, но мы утратили это знание.
Когда в свои 42 года я развернулась, ушла с успешной должности в дизайн и начала жизнь с нуля, моя трансформация заключалась в том, чтобы найти истинную себя.

Да, успешная жизнь, семья, хорошие дети, муж замечательный, работа, деньги, путешествия, но в какой-то момент я стала понимать: что-то здесь не то. Я – начальник, у меня куча бумажек, какие-то документы и мышиная возня. Вопрос: «Где здесь я? Что я делаю? Я вообще счастлива?»
Мое творчество сейчас выстроено иначе. В дизайне интерьера и керамике основной целью я ставила не бизнес, а созидание, творчество, полет, поиск чего-то нового. Поэтому каждый интерьер я начинаю с чистого листа и стараюсь не использовать те же приемы, что и ранее. Стремлюсь детально прочувствовать заказчика, чтобы предложить вариант именно для него.

Действовать нешаблонно в мире, где все ставится на поток — это вызов.
{ Оксана Цымбалова }
Глина продолжает эту историю, причем я не уверена, что с этим материалом я зависну до 90 лет. Могут быть трансформации со стеклом и чем-то еще, потому что в природе все материалы взаимосвязаны, они живут в комплексе, и только человек умеет их разделять: «Это глине подходит, а это нет. Камни в глину нельзя, печка взорвется».
Неважно, чем ты занимаешься, экспериментальный путь может быть во всем. Действовать нешаблонно в мире, где все ставится на поток — это вызов. Мне хотелось перевернуть сознание, отдать должное мастерам, ручной работе, которая энергетически несет силу, заряд, передает эмоции. Создавать не холодные, а эмоциональные материалы. Неважно с каким материалом работает художник. Важно, что это человек, который живет не просто так, а как творец и созидатель.

S.M
Ваши поверхности очень живые, в печи рождается целая вселенная. Но что это функционально?
C самого начала всю керамику я задумывала для интеграции в интерьеры. Уже на стадии проработки технического задания предлагала заказчикам керамические светильники, и они принимали их с огромным удовольствием. Сейчас мы делаем стеновые керамические панно и панели. Изготовили изразцы в проект со своими авторскими глазурями. Все довольны и счастливы.
Я никогда не хотела делать посуду. Монотонность, однотипность одной и той же работы отталкивает. Меня больше интересует интерьерная керамика, в том числе и мебель. Поэтому я хочу производство с большой печью. Ее внутренний размер играет колоссальную роль, это твой ограничитель. Выше и шире ее не прыгнешь. Я мечтаю о промышленной печи и меня не страшит ее стоимость. Так я смогу делать интересные нестандартные вещи.
↑ Глиняные светильники, художник-керамист Оксана Цымбалова.
Проект «Параллели», дизайнерская мастерская ДОМ СОЛНЦА
S.M
А мысль о производстве не пугает? Многих творческих людей тиражный подход истощает и нервирует.
О.Ц
Я поняла, как для себя эту задачу решить и в своей голове разрешила. Заниматься тем, что тебе не нравится, не стоит никогда. Продолжаю путь художника-керамиста и параллельно создаю второе направление — привлекаю людей, которые будут делать повторяемую историю. Иметь промышленную печь как художник-керамист – абсурдно. Чтобы все совместить, надо создать такую бизнес-модель, где одна часть покрывала бы другую.
Ты имеешь возможность самореализовываться, не погружаясь в работу на потоке. От этого можно себя оградить и идти дальше со своими интересными идеями. Есть и повторение, и поиск продолжается. Это долгий путь. То что я сейчас имею – начальная точка от того, что может получиться через два, три, четыре года. Это будут совершенно другие поверхности, фактуры, может значительно лучше.

↑ Проект «Равновесие», дизайнерская мастерская ДОМ СОЛНЦА
S.M
Есть в керамике какие-то вещи, которые вам претят, от чего хотелось бы дистанцироваться?
Я уважительно отношусь ко всему, что создается руками. Мне не нравится безвкусица.
Что такое керамика? Это форма, материал и поверхности. Даже непропорционально нарушенная форма иногда может смотреться гениально. Но это нужно сделать умеючи. Если слепить идеальный горшок и смять его, он не станет гениальным.
В керамике нужно смотреть на идею. Когда два года назад я изучала работы известных керамистов, некоторые у меня вызывали эмоции: «Глина, камушки и три провода? И это выдают за произведение искусства? Здесь нет мастерства с точки зрения лепки, художественной подачи, продумывания формы!»
Потом я поняла, что нужно смотреть не на форму, а на суть и выражение того, что хотел сказать художник. Иногда за одним предложением стоит глубокая мысль. Когда приходишь к этому, предметы звучат совершенно по-другому.

Я обращаю больше внимание на метод, которым преподносятся смысл и содержание. Иногда в какой-то примитивной форме можно увидеть колоссальную глубину.
Керамика же бывает разная. Бытовая несет функцию. Кружка есть кружка, в нее наливают чай, кофе. Желательно, чтобы гончар сделал ее с добром, чтобы людям комфортно было пить, но по сути это обычный, стандартный предмет.
Я люблю национальную керамику старой формы, она идеально выверена. Кувшины — это классика! Как люди смогли придумать что-то настолько пропорциональное и удобное!

↑Арт объект «Полетели» / художник-керамист Оксана Цымбалова
Проект «Для неё»/ дизайнерская мастерская ДОМ СОЛНЦА
S.M
У них было время.
О.Ц
Вот что мы потеряли. У нас забрали время остановиться, подумать, осмыслить те или иные вещи, которые происходят вокруг нас. Мы просыпаемся, нам дают информацию, ее так много, она настолько разношерстная, что мы в конечном итоге вообще не понимаем этот мир и запутываемся. А если отсечь лишнее, то увидишь, что мир выстроен по-другому. Это такое интересное, философское, глубинное понимание. То, к чему ты пришел к своим годам, все время лежало на поверхности. Самое обидное, что проживая жизнь, мы зачастую совершенно не понимаем ее и не видим.
S.M
Разве это не естественный рост и созревание? Возможно, надо было пройти все этапы, чтобы прийти к простому: к детскому непосредственному восприятию ценности свободы?
О.Ц
В окружающем меня мире не все к этому приходят. Некоторым все заменяет экран. Нам всем нужно вернуть время. Время быть самим собой, время для творчества, время созидать, думать, наблюдать.
В период пандемии я начала бегать каждое утро и стала замечать вещи, которые меня потрясли. Удивительно, ведь я и до этого носилась по улицам каждый день. Но только теперь стала видеть, как меняется природа, как одно растение отцветает, а второе зацветает. Когда видишь, как один цветок ушел, и на смену ему пришли другие, то понимаешь, в жизни нет смерти, все циклично. Смерть не страшна, потому что всякое изменение — это рождение чего-то нового. У тебя в голове происходит колоссальная пертурбация.
Два-три года назад мы подавали работы на конкурсы и выигрывали их, а сейчас мне это стало просто неинтересно. Мне хочется создавать что-то новое, уйти от стандартного «надо».
Я знаю, надо делать сайт и продвигаться, потому что если оставаться на уровне хобби, то это колоссально дорогое хобби. Но помимо этого, надо уметь сохранять себя и общаться с тем, что тебе приятно. Для меня это глина и те материалы, с которыми я пытаюсь ее сочетать.

↑Проект «Гарно» / дизайнерская мастерская ДОМ СОЛНЦА
Проект «...»/ дизайнерская мастерская ДОМ СОЛНЦА
У меня нет потребности сесть, напрячь мозги и придумать гениальную коллекцию для того, чтобы войти в музеи. Мне важны поиск, открытия, я даже сейчас не сильно обращаю внимание на форму. Все свои фактуры я начинала в плоскости. Панно, тарелки, пласты. Когда я научилась управляться с ними, то попыталась уйти в объем. Первый разлетелся. Он очень красиво выглядел, когда стоял перед печью, но вынимала я уже ошметки. Его просто разорвало.
Последовал длительный процесс мысли: «Почему порвало?» Искала причину и решение. Когда на предмет налеплены разные по степени нагрева материалы, то в печи один сильно расширяется, а другой, менее тугоплавкий, его сжимает. Как сделать так, чтобы разные по коэффициенту термического расширения материалы взаимодействовали и не разорвали объем? Это не просто взять налепить, поставить и ждать, что выйдет красиво. Вот что меня увлекает.

↑ Выставка «Истоки» галерея MILLI ART / художник керамист Оксана Цымбалова
S.M
Финальный аккорд. Что вы пожелаете читателям вашего интервью?
О.Ц
Хулиганить. Хулиганить и не бояться. Пытаться выйти дальше за границы, нарушать больше правил, потому что ограничения нас сильно тормозят в развитии, сковывают жизнь, не говоря уже о творчестве. Как только человек научится хулиганить, не соглашаться и выходить за рамки, тогда у него начнется полноценная жизнь, и неважно чем он занимается. Математик ли, который решает задачи или химик, совершающий открытия. Это касается и детей, не надо их ограничивать.
Важно позволять себе жить и быть самим собой. Мы редко задаем вопросы: «Кто я? Зачем я здесь? Что мне нравится? Куда я иду?» Творец создал нас разными, у каждого своя история, главное ее найти и прочувствовать, позволить себе творчество и созидание.
Мне нравится старинный индейский ритуал Нахуа. Когда вождь племени призывает всех на войну, он должен найти тому три веских причины. Если они объективны, то племя их принимает и выходит на тропу войны, а если причин нет, то никто никуда не идет. Когда тебе что-то пришло в голову, надо сесть и найти три пункта, для чего ты это делаешь.
Мне многие говорят: «У нас нет такой возможности». Ребята, возможности лежат рядом, просто мы не хотим ими пользоваться. Всегда проще списать на что-то.
У меня перед глазами стоит один пример. Когда мы пошли учиться гончарному мастерству, то обменялись фотографиями своих мастерских. У меня и правда все красиво: веранда, гончарный круг, печь, полки с глиной и химическими составляющими в мешках. Но я считаю самым гениальным мастерскую своего коллеги. Узкий санузел, на раковине сбоку лежит доска, перед унитазом — гончарный круг. У него 10 см с одной и другой стороны, и он учится гончарить. После чего, разумеется, все еще надо отмыть. Перед ним не стоит вопрос возможности. Человек нашел гениальное решение и делает то, что ему нужно. Вот показатель желания и силы намерения. Возможности есть всегда.

Фото предоставлено Оксаной Цымбаловой

За помощь в подготовке и организации материала благодарю Валерию Ефанову.