06.07

«Чтобы научиться цвету главное — анализировать».

Зоя Ти, эксперт в области психологии цветовосприятия, рассказывает, чем рискуют дизайнеры интерьера, игнорируя научные исследования о влиянии цвета на человеческий мозг.

2021
{
}
Эксперт в области психологии цветовосприятия.
Тренд-аналитик. Лектор.
Автор курса по психологии цветовосприятия «Цвет как оружие». Ее статьи про цвет и тренды публикуются в журналах Elle Decoration, Seasons, Интерьер&Дизайн.
Зоя Ти
}
{
S.M
Как начался ваш «роман» с цветом? Вы пришли к переосмыслению его роли в интерьере, когда работали дизайнером?
З.Т
Какое-то время я считала, что мне достаточно полученного образования. Проекты есть, заказчики не заканчиваются, я открыла свою студию, и все было хорошо. Потом случилось непредвиденное — незапланированная беременность. Я к этому не была готова.
Цвет — не просто визуальная, эстетическая составляющая дизайна. Он оказывает
физическое и психологическое воздействие на человека.

{ Зоя Ти }
В первый сложный год после рождения ребенка, чтобы не сойти с ума, я стала заниматься повышением квалификации. Понимая, в каких областях у меня не хватает знаний, я решила в них разбираться. Сначала погрузилась в историю дизайна — её нам в ВУЗе давали очень мало. Поняла, что в русскоязычном интернете информации недостаточно, и стала переводить французские и английские статьи. Мне очень понравилась история Эйлин Грей. В России на тот момент она вообще была не
востребована, про нее мало кто знал. А это очень известный дизайнер с интересной судьбой. Она сделала огромный вклад в мировой дизайн, даже трубчатую сталь стала использовать раньше Ле Корбюзье, но в отличие от него была очень скромной.

Затем я случайно натолкнулась на научный труд на французском, посвященный психологии цветовосприятия. Там описывались результаты исследований, которые меня потрясли. Речь шла о том, как наш мозг реагирует на цвет. Стало ясно, что цвет — не просто визуальная, эстетическая составляющая дизайна. Он оказывает физическое и психологическое воздействие на человека.
Меня это очень сильно заинтересовало, я стала искать похожую информацию в русскоязычном сегменте и поняла, что ее в принципе нет. Стала копать глубже и выяснила, что на постсоветском пространстве более-менее значимые исследования в этой области относятся к 60-м, самое позднее — к началу 70-х годов.
S.M
Эти книги доступны в библиотеках?
З.Т
К сожалению, у меня ужасная аллергия на старые книги и книжную пыль. Вход в библиотеки мне заказан. Я могу встать на пороге, постоять 5 минут и выйти с распухшим носом. Так что спасает интернет.
В советских исследованиях цвету уделялось пристальное внимание. Научно-
исследовательские институты изучали его воздействие и выпускали брошюры с
рекомендациями.
Например, в помещениях повышенной конфликтности рекомендовалось окрашивать стены в розовый цвет, потому что он снижает уровень агрессии и способствует более доброжелательной атмосфере.
В Советском Союзе была розового цвета краска, которая со временем желтела и
превращалась в отвратительную грязно-поросячью. Ей очень любили красить ЖЭКи, Сберкассы, Собесы и прочие общественные места.

Очень хорошо помню момент из детства. Я маленькая, сижу, играю перьевыми
ручками в Сберкассе. Напротив меня — розовая стена с потрескавшейся и
отваливающейся краской, а сзади происходит буквально революция. Народ пытается взять кассу штурмом. Государство придумало очередную веселую вещь. В тот момент у многих людей сгорели все сбережения. Произошло это и с моей мамой, которая откладывала на квартиру. Так и запомнила я эти военные действия на фоне розовой стены.

S.M
Видимо такие события на долгое время отодвинули в России интерес к цвету.
З.Т
Когда я поняла, что в русскоязычном поле исследований больше не проводилось, то стала копаться в иностранных источниках. В этот момент на абсолютно разных языках, на каких-то непрезентабельных сайтах стихийно появились неадаптированные научные работы по топографическим исследованиям мозга с кучей графиков и некими выводами.
Поскольку я не очень владею языками, со словарем все это переводить было тяжело,
но безумно интересно. Делала это я исключительно для себя и никогда не думала, что стану преподавать. Мной двигал азарт и интерес на фоне вынужденного сидения дома с ребенком.
Переводы открыли мне, сколько всего много происходит на Западе. Какие там крутые технологические установки и исследования. Например, в Институте функциональной топографии мозга имени Людвига Больцмана был томограф со встроенным телевизором и наушниками. Это высокотехнологичное оборудование, которое стоит колоссальных денег.

Команда Института экспериментальной и клинической травматологии Людвига Больцмана.
Установка позволяла в режиме реального времени отслеживать изменения в мозгу
людей при просмотре визуального контента. На мужчинах, женщинах и в общих группах тестировали различные презентации, картинки, ролики, клипы, фиксируя мозговую активность. Западные корпорации вкладываются в исследования мозга, чтобы понимать, как лучше залезть в голову потребителя, как им манипулировать.
В России же и на постсоветском пространстве, несмотря на свою важность, эта тема до сих пор не раскрыта. Я мониторю то, что выходит на русском языке, и всегда очень расстраиваюсь, потому что в основе научных диссертаций, которые сейчас пишут, лежат книги, выпущенные еще в СССР. А если кто-то опирается на книгу 2000 года, то смотришь, первоисточник — опять публикации 60-х. На этом все заканчивается.

S.M
Почему вас так зацепили эти исследования?
З.Т
До этого я работала графическим дизайнером и на уровне маркетинга уловила некие ассоциативные ряды: красный возбуждает, синий — это солидность, зеленый — экологичность. Но когда я столкнулась с цветом в интерьере, то поняла, что в жилой среде он намного глубже и сильнее влияет на людей.
Мне стало немножко странно и обидно, что эти вещи не преподают в ВУЗах. На мой
взгляд, они так же важны, как и эргономика пространства.

S.M
Вы глубоко копнули в тему цвета и теперь обучаете других людей его понимать. Кто, по-вашему, обязательно должен разбираться в этом вопросе? Исключительно дизайнеры или более широкая аудитория?
З.Т
Изначально я делала курс именно для дизайнеров. Потому что, когда поняла, как
неправильные действия дизайнера могут испортить жизнь людям, то испытала
сильный дискомфорт. Например, вы знали, что интенсивный синий цвет нельзя в
большом объеме использовать в детских? Он затормаживает все функции детского
организма, включая иммунитет. Это отражается на развитии ребенка.
До этого как дизайнер я руководствовалась модой, пожеланиями клиентов, картинками, которые они видели в глянцевых журналах. Это очень безответственное отношение к важнейшему аспекту жизни человека.
Поэтому, создав курс для дизайнеров, я назвала его «Цвет как оружие». Чтобы они
понимали, цвет — действительно оружие. Он может принести как пользу, так и
колоссальный вред.
Мы создаем жилую среду человека. Нам за это платят деньги, и мы несем за это
ответственность. Должны нести.
Сейчас на курс приходят абсолютно разные люди, мужчины и женщины вперемешку.
Дизайнеры, художники, которые хотят понимать, какие смыслы вкладывать в
картину. Маркетологи, которые хотят больше узнать про цвет. Родители, которые
хотят помогать своим детям и люди, решившие сделать себе дом.

S.M
А как родители могут использовать цвет для помощи детям?
З.Т
Я часто рассказываю, как увеличила своему ребенку успеваемость, просто
повесив зеленый лист картона перед рабочим местом. Это действительно так
работает. Зеленый цвет активирует лобную долю мозга, ответственную за
сосредоточенность, принятие решений, анализ информации, планирование и так
далее. Зеленые библиотеки, бильярдные столы – это все не просто так.

S.M
Какие источники вы используете в своем курсе?

Последние значимые исследования, на которые я опираюсь, датированы 2015 годом. После этого данных, которые бы кардинально меняли ситуацию, мне не попадалось. Новые источники лишь подтверждают уже ранее доказанное.
Венский Институт функциональной топографии мозга Людвига Больцмана был закрыт после выхода на пенсию его основателя в 2006 году. С этим и был связан всплеск информации на иностранных сайтах. Как я понимаю, они выложили невостребованные исследования, но потом их кто-то выкупил, и из сети все исчезло.
Появились книги, которые опираются на эту информацию. Например, Арндт Трайндл, автор книги «Нейромаркетинг: Визуализация эмоций», утверждает, что участвовал в этих исследованиях.
Сейчас я ориентируюсь на Массачусетский технологический университет, у них очень сильная кафедра изучения мозга и, соответственно, аппаратура.

Последнее, что реально переворачивает восприятие цвета, это как раз исследование Массачусетского университета, опубликованное в марте 2021.Они исследовали червей, которые, не имея зрительного аппарата, четко реагируют на синий цвет, воспринимают цвет своим телом. В их естественной
жилой среде существуют бактерии, которые выделяют смертельно опасный для этих червей токсин синего цвета. Поэтому в процессе эволюции у червей появились гены, которые отвечают за цветовую чувствительность.
Самое поразительное, что эти два гена есть у человека. Цвет – это волновое физическое явление, и мы его ощущаем всем организмом, не только глазами. Это подтверждает огромное количество экспериментов: слепые люди, например,
чувствуют изменение цвета.
Про это я и раньше рассказывала на курсе, но с оговоркой, что непонятно, как данный механизм работает. Теперь примерно понятно, как. Доказательства появились.

Массачусетский технологический институт
S.M
«Цвет как оружие» — очень эмоциональное, запоминающееся название.

В маркетинге цвет — действительно оружие. Последние из собственных исследований, которые я проводила, очень многие вещи расставили по местам.
Например, сочетание желтого и черного человек на генетический памяти воспринимает как опасность, вспоминая жалящих животных, ядовитых земноводных, насекомых и так далее.
Обычно человек испытывает к желто-черному легкую настороженность. Но если показать такие полоски современным детям или молодежи, скорее всего они
вспомнят не пчел и шмелей, а Билайн. Возникла замещающая ассоциация.
Возьмём банк Тинькофф, они тоже активно используют желтый с черным. Вроде бы все хорошо, очень запоминается. Подтекст желтого — что-то демократичное, доступное, положительное.
Услугами Тинькофф пользуются стартапы и молодежь, потому что банк удобен, клиентоориентирован, все обслуживание происходит онлайн. Я знаю, как он работает, у него хорошая PR компания.

Но что происходит, когда человек обретает статус выше, а стартап выходит на хорошие обороты? Они уходит из банка Тинькофф. Люди боятся хранить в нем крупные суммы и делать серьезные сбережения. Я опрашивала многих своих
знакомых. Чем более статусен человек, чем больше у него средств, тем меньше шансов, что он будет размещаться в Тинькофф.
Причем, если посмотреть отчетность этого банка, она одна из лучших. Они реально круты, у них хороший капитал и движение. Я увлекаюсь инвестированием, поэтому периодически анализирую отчетность компаний.
Куда уходят люди из Тинькофф? В основном в ВТБ. Потому что он синий. Синий – это стабильность и статус. Но если посмотреть отчетность по ВТБ, то банк существует за счет господдержки, и его показатели по многим параметрам хуже.

Подтекст желтого — что-то демократичное, доступное, положительное.
S.M
Наверное по той же причине мужчины предпочитают синие пиджаки и костюмы?
З.Т
Сейчас да. Опять же, у синего возникла замещающая ассоциация. Синему
можно доверять, это солидность, стабильность. Для нашего поколения синий – элемент статусности, но лет 200-300 лет назад это было абсолютно не так.
На уровне цвета получается, что Билайн может запускать любую рекламу,
Тинькофф — показывать любую отчетность, до определенного момента им верят, а потом нет, и это не изменить.
А вот Сбербанк со своим зеленым цветом доверия может делать абсолютно
нереальные списания, предлагать совершенно невыгодные проценты и кредиты, но все равно к ним будут идти люди, так на подсознании возникает доверие.
Поэтому цвет — это оружие. Когда ты знаешь, как он работает, то можешь
использовать его в своих интересах. Это способ массового незаметного
манипулирования людьми.
Маркетологи очень хорошо знают это, хотя и не понимают механизм. Но они
работают не в объеме, их продукт — логотипы, картинки, баннеры, визитки.
В интерьере цвет используется масштабнее, а значит дает уже не просто
ассоциативный ряд и смысловые нагрузки, а больше, сильнее и серьезнее влияет
на физиологию человека. В интерьерах цвет — это мощное оружие. С его
помощью можно как вогнать человека в депрессию, так и стабилизировать его
психику.

S.M
Если цвет — это оружие, может ли один народ через культурные коды влиять на другой?
З.Т
Культурный код — это отдельная история. Не знаю как насчет народов, но то,
что спортивные команды, одетые в красное, выигрывают чаще, задокументировано.
Исследователи Рассел Хилл и Роберт Бартон проанализировали поединки
афинской Олимпиады 2004 года и в результате увидели, что красная форма дает преимущество.
Затем спортивные психологи из университета Мюнстера, Бернд Штраус и его коллеги провели эксперимент. Профессиональным рефери показывали видеозапись боев тхеквондо, меняя поочередно с помощью цифровых технологий цвет формы с красного на синий. В итоге один и тот же бой судьи оценивали по-разному, стабильно чаще присуждая победу борцам в красном.
Почему так происходит? Красный отключает логику, блокирует работу
неокортекса, который отвечает за принятие логических решений, анализ
информации. Красный включает инстинкты, азарт, агрессию. Человек на
подсознательном уровне начинает болеть за того, кто в красном. Причем, как
видим, это действует даже на профессиональных судей.
Все самые кровавые революции делались под красными флагами. Искусственные
революции — под оранжевыми. Красно-оранжевой символикой людей легче
вывести из равновесия, спровоцировать на агрессию и необдуманные поступки.
Это оружие, и им пользуются.

В интерьерах цвет — это мощное оружие.
С его помощью можно как вогнать человека в депрессию, так и стабилизировать его психику.
{ Зоя Ти }
S.M
А как связано с цветом национальное самосознание? Правильно ли утверждать, что у каждого народа есть своя цветовая палитра, и он по-своему воспринимает цвет?
З.Т
Да, это называется культурный код, код привычной местности. Например, мои
лекции рассчитаны на средне-европейский культурный код. Москва, Петербург и
Европа. На одной из лекций оказались слушатели из Краснодара, которые задали
вопрос про влияние черного цвета.
Я ответила, что людям начинает нравиться черный, если они оказываются в
ситуации, когда им нужно понять, что с ними произошло и как с этим жить дальше.
Обычно в черное одеваются подростки, потому что для них наступает переломный
момент. Они не понимают, кем им быть, поступят в вуз — не поступят, разрешат
родители дальше с ними жить или не разрешат, будут помогать первое время, не
будут. Очень много вопросов. Все субкультуры – готы, эмо и так далее, основаны на черном именно из-за этого. Подростки уходят в черный для того, чтобы создать вакуум, принять важные для себя решения, выбрать путь.
После насилия люди уходят в черное для того, чтобы осмыслить ситуацию и
понять, как жить дальше. При потере близких люди уходят в черное точно так же, чтобы понять, как жить дальше. В восточных культурах – в белое. Потому что
черый – это отсутствие информации, он никак не влияет на мозг. Белый работает
точно так же: он никак не влияет на мозг вообще. Тут вопрос традиции.
Но это европейский культурный код. В Краснодаре он другой. Там черный выбирают не потому, что находятся в
какой-то сложной ситуации и испытывают психологическую потребность в нем, а потому что за ним закреплен высокий статус. Это продиктовано культурным кодом. Вас просто не поймут, если вы будете ходить в оранжевом. Примерно так это работает.
На Сицилии тоже люди ходят в черном. У итальянцев традиционно было много черной одежды, так что это вопрос именно культурного кода, а не внутренних потребностей.
Если взять африканца, который привык к терракоте, маскам, цветным бусинам и норвежца, который вырос абсолютно в других природных и культурных условиях, и поместить одного в среду другого, то африканец при понижении колористического градуса будет работать не очень весело, он скорее впадет в депрессию. Это видно по студентам, которые приезжают учиться в Санкт-Петербург из Африки, Индии и Китая. Им тут морально очень тяжело именно потому, что цвета не хватает.
Норвежец же в индийском или африканском интерьере испытает эмоциональный подъем, это будет вау-эффект.
Культурный код — важный аспект, его нельзя упускать. Но при этом на все основные цвета спектра — красный, желтый, оранжевый, синий, зеленый, — у людей абсолютно одинаковая реакция, в каком бы конце земного шара они ни жили. Черный и белый — это не цвета спектра.

Рекламная кампания Dolce & Gabbana осень-зима 2012-2013
На лекциях я рассказываю, чем отличается тренд от моды. Тренд в принципе навязать невозможно. Желание носить удобные широкие спортивные штаны – потребность, это тренд. Штаны с мошной до колен, в которых в принципе утеряна функция удобности — это мода. Она быстро закончится.
Тренд на экологичность — это внутренняя потребность людей, потому что в 60–70-е был всплеск пластика, химической промышленности, который породил огромное количество вредных соединений. Люди пользовались пластиком, но не понимали, что он может выделять формальдегиды и быть вреден. Знаете ли вы, что один из первых автозагаров приводил к циррозу печени?
Сейчас в фаворе природная гамма: цвет камня, песка, земли, зелени. Это естественное желание людей быть ближе к природе или искусственно созданный тренд?
S.M
З.Т
↑ паттерн Flute 2 из коллекции Artistic Artwall, TREND Group.
Защитная реакция нашего мозга — уходить от информационного шума и искать свои истоки. Наши истоки – это поля, пещеры, зеленый лес.
{ Зоя Ти }
Сейчас мы панически боимся непонятных материалов. Мы не знаем, что за ними стоит, можно им доверять, опасны они или нет. Поэтому люди стараются выбирать мебель из натурального дерева или хотя бы похожего на натуральное. Это на подсознательном уровне стремление к полезному, здоровому и безопасному.
Плюс мы живем в эпоху переизбытка информации. Такого ее количества не получал ни один наш предок за всю жизнь. Сейчас на моих часах 13 часов и вы — 20-й собеседник из тех, с кем я сегодня общалась по работе, бизнесу и проектам. Еще 100 лет назад человеку такое и не снилось, разве только он не торговал на рынке.
Защитная реакция нашего мозга — уходить от информационного шума и искать свои истоки. Наши истоки – это поля, пещеры, зеленый лес, где нам не ездят по ушам, не звонят с предложениями кредитов, стоматологии, фитнес-центров, где
мы можем побыть сами с собой, почувствовать себя живыми.
Так что да, сейчас в тренде будет все естественное, натуральное, природное.
Будут востребованы цветочные принты, причем не обязательно реалистичные, но и стилизованные.
S.M
Последние несколько лет я наблюдаю особый интерес к мозаике с металлическими вставками: латунь, бронза, золотистые металлы. Откуда взялась мода на подобные металлизированные поверхности?
З.Т
Сильна потребность в натуральном и понятном. Чтобы прослеживалась связь
времен, отсылки к каким-то традициям. Хром, алюминий сейчас менее популярны,
чем все золотое, потому что за ними закрепилась ассоциация с современным,
технологичным, а все современное и технологичное у нас на подсознательном
уровне вызывает легкую тревожность и подергивающийся глаз. Даже если вы
фанат гаджетов, вашему мозгу тяжело во всем этом жить.
Сейчас становятся популярны материалы, за которыми можно проследить какую-
то историю. Актуален сторителлинг. Вы покупаете не просто мозаику из мрамора,
а из мрамора, добытого в таком-то карьере, где трудятся такие люди. Вам
рассказывают, сколько тысяч лет этому мрамору, в какие эпохи он
сформировался. За каждой плитой стоит какая-то история.
Людям это все крайне важно. Им важно слышать, что они покупают, верить в то,
что они покупают, чтобы за всем прослеживалась историческая подоплека, а не безликое производство в Китае.

S.M
Люди ищут уникальность?
Отвечу любимым примером. Современные подростки из разных уголков мира сейчас выглядят совершенно одинаково. Они одеваются в массмаркете у одних брендов.
Этническая разница очевидна только по лицу, все остальное — одно и то же. Возьмите фото корейского, норвежского, русского и австралийского подростка, замыльте верхнюю часть на фото — и никогда не догадаешься, кто, где и откуда.
Людям не нравится быть одинаковыми. Человеку нужно выделяться. Когда ты не можешь выделиться, у тебя нет такой возможности, начинаются татуировки, пирсинг, цветные волосы.
Самый простой способ выделиться — своими корнями, историей, бэкграундом. Сейчас мы их практически не помним. Хорошо, если назовем 3-4 ветви родственников. Поэтому пытаемся компенсировать все вымышленными историями. Они вроде бы не наши, но они существуют, и нам спокойней. Наш мозг так устроен, что нам нужна связь времен, та ниточка, что позволит чувствовать себя комфортно и индивидуально.
Почему идет такой всплеск генеалогических исследований? Это целая индустрия. Потому что людям это нужно.

Я знаю часть своей истории, и она просто меня поражает. Я понимаю, какой реальный бэкграунд за мной стоит, и это придает силы. Мне повезло, что в моей семье это передается. Многим — нет. Во время репрессий столько информации было утеряно.
Например, наш фамильный серебряный сервиз стоит где-то в Эрмитаже. Мы об этом узнали, когда нам прислали денежную компенсацию за имущество моего репрессированного прадеда или пра-прадеда. Таких семей с потерянными,
обрезанными ниточками – миллионы. А человеку они нужны.

Защитная реакция нашего мозга — уходить от информационного шума и искать свои истоки. Наши истоки – это поля, пещеры, зеленый лес, где нам не ездят по ушам
S.M
Как формируются тренды на цвет?
З.Т
Ответ на этот вопрос дает теория цветов-компенсаторов, которая в том числе позволяет спрогнозировать, какие цвета будут популярны. Суть в том, что когда наш мозг находится в нестабильном состоянии и его что-то тревожит, он пытается любыми доступными способами вернуться в покой и гармонию, чтобы потреблять меньше энергии.
Наш мозг — это самая ресурсная вещь в организме. В фазе активной работы он потребляет очень много энергии и постоянно пытается это минимизировать.
Поэтому мы любим мыслить шаблонами, не выходить за рамки привычного,
лежать на диване, смотреть телевизор, листать соцсети. Мы лентяи потому, что
мозг так нас программирует.

Когда ты знаешь, что сейчас будет волновать людей, то можешь прогнозировать популярность тех или иных цветов.
{ Зоя Ти }
↑ показ Prada, коллекция весна-лето 2021
Возьмем человека, перед которым стоит какой-то глобальный вопрос: разводиться
или нет, покупать ли квартиру, брать ли ипотеку, вступать ли в наследство, как
выплачивать кредиты… Решения, влияющие на жизнь — это огромная
ответственность. Принимать их страшно, и очень многие стараются оттянуть до
последнего.
У мозга наше нежелание думать и принимать решения отнимает очень много
энергии. И тут он начинает акцентировать наше внимание на каких-то оттенках
зеленого. Мы прямо влюбляемся в них. Можем купить себе зеленый свитерок,
ручку, блокнотик, чашку.
Есть такое выражение: «Залипать на цвет». Когда человек залипает на цвет, это
означает, что его что-то тревожит, и мозг пытается вывести его из этого состояния.
В случае больших важных вопросов мозг чаще всего предлагает зеленый. Потому
что он стимулирует зону, ответственную за принятие решений, анализ
информации и долгосрочное планирование. Под действием зеленого нам проще принять решение и жить дальше.
Когда ты знаешь, что сейчас будет волновать людей, то можешь прогнозировать популярность тех или иных цветов. Например, мы живем в эпоху социальной изоляции и испытываем ограничения в контактах. Не можем подойти обняться, поцеловаться на улице, как раньше. Тяжело кого-то вытащить в кафе: одни болеют, другие боятся заболеть.
Чтобы чувствовать социальную значимость и восполнить нехватку социальных контактов, наш мозг будет пытаться компенсировать это через любовь к желтому цвету. Соответственно, станут популярны все теплые оттенки желтого — солнечные, медовые, потому что они активируют зону мозга, ответственную за социальное поведение. Мы смотрим на желтое и нам хорошо.
S.M
Мы на днях купили чемодан желтого цвета.
З.Т
Сейчас будет очень много сложных красивых оттенков желтого. Если вы
посмотрите закрытый показ Prada весна-лето 2021, первый в истории моды показ
без зрителей, то увидите желтый павильон красивого охристого цвета.
Следующий вопрос, который задают после того, как я рассказываю эту историю,
это про желто-серые цвета, предложенные Pantone.
Pantone давно уже про политику, а не про тренды. Если присмотреться, у их
желтого не самый приятный холодный оттенок, совсем не медовый. Серый —
слишком светлый. Если подумать, то это желтые полоски разметки социальной
дистанции на бетонном полу. Так с помощью Pantone и трендов, которые он
навязывает, людей пытаются приучить к тем или иным реалиям, причем уже очень
давно. Это не про тренды, а про привыкание.

S.M
Очень в тему цвета как оружия.
З.Т
Да, это способ манипулирования. Когда-то Pantone действительно себя
зарекомендовал как тренданалитическое агентство, они действительно давали
хорошие прогнозы. То, что они делали, было востребовано. Последние такой цвет
— марсала, который взорвал буквально всех и проник на все стадии дизайна: в
одежду, и интерьеры. Это был их последний прогноз. Потом они целиком и
полностью ушли в политику. С помощью Pantone открывают окно Овертона
регулярно и с удовольствием. Сейчас ты стоишь в супермаркете, смотришь на
разметку пола и думаешь: «О, модно по Pantone».

S.M
Чем ваш курс отличается от курсов по колористике?
З.Т
Колористике учит достаточно много вузов. Людей и школ, которые работают с
цветом с точки зрения сочетания, много, это раскрученная тема. А вот тех, кто
выбирает цвета с точки зрения осмысленного применения — очень мало.
Когда я только начинала, то встретила сильное сопротивление со стороны
известных дизайнеров, вплоть до агрессии. Это страх. Страх осознать, что ты
столько лет делал что-то не так.
Когда наш мозг понимает, что он что-то делает не так, то осознает, что дальше
нужно снова учиться. А он учиться не хочет, потому что это энергозатратно. Тут и
включается агрессия. Находится тысяча отговорок, почему это делать не нужно.
Я к таким людям не пристаю. Ко мне приходит новое поколение дизайнеров, в
основном те, кто недавно получил образование и максимум 5-7 лет работает в профессии. Приходят и те, кто уже чего-то достиг и печатается, но это люди с
открытыми глазами. Они привыкли учиться, регулярно проходят стажировки в
Европе, и для них обучение это не пустой звук, а жизненная необходимость. Но
таких мало.

То, что делали Pantone, было востребовано. Последний такой цвет — марсала, который взорвал буквально всех и проник на все стадии дизайна: в одежду, и интерьеры.
S.M
Несколько дизайнеров и архитекторов убеждали меня: «Чтобы понять цвет, надо рисовать». Действительно ли для того, чтобы понять, как работает цвет в пространстве, надо взять в руки кисточку и краски?
Можно порисовать, а можно просто взять выкрасы и друг к дружке их прикладывать. Мы на живом мастер-классе в Питере как раз смотрим, как работают подтоны, тональности, что с чем хорошо сочетается или нет, и почему.
Чтобы реально научиться цвету, нужно трогать, щупать, видеть, и главное — анализировать. Можно сказать, что красный хорошо сочетается с зеленым. Но вопрос какой красный, с каким зеленым. Можно подобрать просто отвратительное
их сочетание. Хотя по кругу Иттена красный с зеленым сочетается. Проблема в том, что у нас учат по Иттену, а он все-таки художник. То, что работает для художников, не работает в интерьерах.

Еще, чтобы хорошо работать с цветом, не заглядывая в шпаргалки, чувствовать, что с чем сочетается, нужен хороший уровень насмотренности.
Глядя на картину, ты должен не просто погружаться во впечатления «нравится-не нравится», а автоматом разбивать изображение на оттенки. Что рядом с чем стоит, какой дает эффект: красиво некрасиво, ярко не ярко. Что произойдет, если этот оттенок убрать, как будет работать соседний... Насмотренность надо тренировать, так наши глаза и мозг учатся по-новому видеть. Если их не учить, можно окончить миллион курсов, сходить на миллион тренингов и живых мастер-классов, но ничему не научиться.

Насмотренность надо тренировать, так наши глаза и мозг учатся по-новому видеть.
{ Зоя Ти }
S.M
Так в мозг закладывается новая ментальная модель. Ты начинаешь видеть паттерны, повторения и понимать, как это работает. Мне приходится пересматривать много мозаики и я всегда фиксирую, где она выступает
фоном, где акцентом. Нахожу объяснения, почему вот здесь она смотрится хорошо, отличное решение, а здесь не очень. Недавнее мое открытие, что цвет привязан к форме, объему, текстуре. Так ли это?
З.Т
У Кандинского есть целое исследование на эту тему. Но если хотите
разобраться в цвете, читайте не Кандинского, а Гёте. Потому что Кандинский основывался на выборке коллег-художников и своем личном мнении. А у Гете прослеживается более четкая логика и выборка шире: как художники, так и люди, которые вообще не имеют отношения к цвету.
По поводу связи формы, фактуры и цвета. Да, однозначно так. Например, оранжевый — самый спорный цвет, — на глянцевой поверхности будет смотреться дешево, демократично, доступно. Поместите тот же оттенок на бархат, и получите абсолютно другой ассоциативный ряд — нечто благородное, изысканное, интересное.

S.M
Кстати, про дорогое, изысканное. Я как-то подыскивал цвета для одного сайта и задумался, как позиционируют роскошь и богатство. Решил изучить сайты с украшениями. Заметил черный определенного оттенка, глубокий
синий, бронзу, латунь. Есть ли у роскоши свой цвет, своя палитра?
З.Т
Да, есть, причем то, что в твоей культуре считается роскошью, это культурный
код. Когда петербужский дизайнер берет клиента из Краснодара, ему крайне
тяжело работать. Потому что для петебуржского менталитета роскошь – это тона, полутона, благородство матовой поверхности, легкий бархат и минимум блеска. В Краснодаре, наоборот, золото, кренделечки, глянец, блеск и чем больше глянца и блеска, тем лучше.
Вопрос, кто ваша целевая аудитория, кого вы хотите сразить наповал, кто будет
оценивать ваш дизайн. Сейчас я не беру в работу жилые интерьеры, но раньше,
хорошо зная разницу вкусов, адаптировала подобную тягу к блеску и красоте под
московские или питерские реалии так, чтобы это не смотрелось вульгарно.
Тем, для кого чисто петербужский классический интерьер — моль, плесень,
безликость, серость и тлен бытия, я оставляла кусочек счастья в виде легкой
позолоты, патины, но делала это все более интеллигентным и европеизированным.

S.M
Я слышал, что некоторые дизайнеры, создавая интерьер, ориентируются на цветотип человека. Что думаете об этом?
З.Т
Я с таким не сталкивалась. Я считаю, что надо ориентироваться на потребности
человека с точки зрения физиологии и психологии. Я никогда не спрашиваю
клиента, какой цвет он любит, а предлагаю ему выбрать то, что ему нравится в
данный момент из живой палитры. Не факт, что все это окажется в интерьере.
Просто я это анализирую, обрабатываю и смотрю, какие у него потребности, и как
их с помощью того же цвета можно удовлетворить.
Интерьер — это сложная история и длительный процесс. К моменту финиша
стройки у клиента может быть абсолютно другой психоэмоциональный и
жизненный статус. За год может произойти все, что угодно: кто-то может умереть,
кто-то родиться, бизнес может развалиться или вырасти. Соответственно к концу
стройки у человека могут полностью поменяться потребности и предпочтения.
Для дизайнеров это большая головная боль. Многие на это обижаются, начинают
заламывать руки: «Я — непонятый гений. Как можно так со мной поступать? У
меня же все согласовано и выбрано!»
Я к этому всегда отношусь философски, потому что понимаю истоки. Можно,
конечно, продавить свое решение, обидеться, сделать все так, как было
согласовано, но люди в этом счастливы не будут. А ради чего работают дизайнеры – ради красивой картинки и самоудовлетворения? Нет. Поэтому лучше делать людям хорошие живые интерьеры, в которых они будут счастливы.

S.M
Что вы пожелаете нашим читателям?
З.Т
Уметь слышать себя и окружающих. Мало слушать, нужно слышать. Мы живем
в эпоху, когда люди друг друга не слышат. Когда ты не слышишь, то не можешь
быть нужным, полезным, необходимым, незаменимым, важным, значимым, и,
соответственно, успешным ни в одной из областей жизни. Это касается и дома, и
детей, и карьеры — всего. Умение слышать и слушать. Вот этого я всем желаю,
это основа успеха в любой области.

Фото предоставлено Зоя Ти и взято из открытых источников

За помощь в подготовке и организации материала благодарю Валерию Ефанову.