28.02

Подобно алхимику, эта художница удалилась от мирской суеты в свою мастерскую на лоне природы, чтобы со всей страстью погрузиться в творческий процесс, опыты и эксперименты. Взяв в соавторы само время, она чудесным образом трансформирует материал во впечатляющие, уникальные, единственные в своем роде декоративные поверхности. В них Аличе Корбетта соединяет текучие идеи, древние, медленные техники, редкие, ценные и необычные материалы, в том числе армянский болюс, золото и серебро. В этом интервью художница раскрывает некоторые секреты своего волшебного искусства.

2023
{
}

«Мои поверхности — это татуировки на коже жилого пространства»

Интервью с художником
и дизайнером Аличе Корбетта

Аличе Корбетта начала свой творческий путь в качестве дизайнера текстиля, сотрудничая с итальянскими и международными фэшн-брендами. Параллельно она разработала несколько коллекций ковров в Италии и Бельгии. Ее жизнь и карьера резко изменились, когда в 2007 году из шумного Милана она переехала в тихую деревню в Тоскане. Здесь, на бывшей фабрике, окруженной красотой холмов Кьянти, Аличе начала свои эксперименты с материалами и дизайном, перенося свой опыт работы с текстилем на работу с декоративными поверхностями. Участвует в художественных выставках современного искусства и создает поверхности для общественных и частных пространств.
Аличе Корбетта
}
{
S.M
Кем вы сейчас себя считаете в первую очередь? Художником, исследователем или возможно дизайнером, создателем уникальных поверхностей?
A.К
Мне трудно дать определение самой себе, потому что творчество — это действие, которое по своей природе не имеет границ. Если все же попытаться обозначить свою роль одним словом, то думаю, что я скорее исследователь, потому что эксперименты и наблюдение за различными материалами — это фундаментальный этап моего творческого процесса.
S.M
Каким вы видите свое место в мире искусства и дизайна?
A.К
Cистема современного искусства очень сложна и загадочна, и это одна из причин, почему я решила параллельно развивать свою приверженность художественному ремеслу, сотрудничая с архитекторами и дизайнерами. По сути, я считаю, что идти по этому пути — это балансировать на тонкой грани, где опыт и навыки переплетаются для создания инновационных коллекций и развития обеих дисциплин.
Архитектура, искусство и дизайн переплетаются. Доказательство тому — великие школы, которые существовали в первые десятилетия прошлого века в Европе. Я имею ввиду Баухаус, Амстердамскую школу, а в Италии — опыт фабрики Olivetti.
Великие художники ХХ века также посвятили себя разработке проектов на стыке дизайна и архитектуры. Мне приходит на ум Матисс, который посвятил себя керамике, изготовлению гобеленов и витражей.

Olivetti
Анри Матисс
Bauhaus
Как уроженка из Милана, я упомяну сотрудничество между архитектором Джо Понти и художником Форназетти, в результате которого появились предметы интерьера, что продаются до сих пор.
В Италии тенденция к классификации со временем разделила искусство и дизайн, создав препятствия в общении между ними. К счастью, все идет своим чередом, и сегодня в некоторых городах существуют художественные галереи, посвященные именно таким произведениям. Это наводит меня на мысль, что у концепции слияния искусства и дизайна есть своя ниша поклонников и коллекционеров.
Говоря о себе лично, я чувствую, что изменчива и с удовольствием заражаюсь различными впечатлениями и контактами.
Говоря о себе лично, я чувствую, что изменчива и с удовольствием заражаюсь различными впечатлениями и контактами
{ Аличе Корбетта }
S.M
Ваши работы — больше современное искусство или дизайн поверхностей?
А.К
Я исследую материю путем экспериментов. То, как она изменяется с течением времени или под воздействием окисления и ведет меня к созданию произведения. Эти два вида деятельности неразделимы, поскольку то, что я наблюдаю в своих исследованиях поверхностей, естественным образом переходит в мою художественную деятельность.
S.M
Вы учились живописи в Академии Брера у Готтардо Ортелли и, спустя годы работы в дизайне, снова вернулись к искусству и, уже по-новому, к дизайну. То есть ваша жизнь сделала определенный круг? Развитие идет по спирали?
А.К
Определенно, прожитый опыт всегда эволюционирует по спирали.
S.M
Расскажите, что вас подвигло перейти от текстильного дизайна к дизайну поверхностей?
А.К
Желание испачкать руки! После окончания Брера я сотрудничала с несколькими престижными студиями текстильного дизайна в Комо, затем создавала ковры для некоторых компаний, включая Sitap и Osta Carpet в Бельгии, но я чувствовала потребность в опыте создания материалов, а не просто в дизайне.
Природа — самый большой источник вдохновения для моего творчества.
{ Аличе Корбетта }
S.M
Вы переехали в Тоскану в 2006-2007 году, потому что вас вдохновляли тишина, природа, уединение. Что-то поменялось в вашем отношении к ним за эти годы?
А.К
Мой переезд был продиктован необходимостью контакта с природой, она для меня приоритет. Этот опыт научил меня более внимательно наблюдать за вещами и больше ценить их, а также испытывать благодарность за красоту, присущую окружающему меня миру. Природа — самый большой источник вдохновения для моего творчества.
S.M
Что такое для вас поверхность?
А.К
Одно из определений поверхности — это контур тела, поскольку он является границей между внешним пространством и внутренним пространством тела.
Значение поверхности для меня — это отношения между внутренним и внешним пространством, сенсорное измерение.
Я считаю, что нейтральных пространств не существует: каждое пространство передает человеку определенный смысл как на уровне восприятия, так и на уровне психологии, в соответствии с культурными кодами общества, к которому он принадлежит.
Каждый из нас устанавливает личные отношения с пространством в соответствии с тем, что думает и чувствует в данный момент, но еще до того, как человек обратит на него свое внимание, пространство уже имеет свой характер и душу.
Поверхность — это элемент, который описывает форму и через сенсорный опыт рассказывает о ней.

S.M
Какую роль, по-вашему, играет поверхность в интерьере?
А.К
Для меня она сравнима с кожей тела. Ее роль — эстетическая, тактильная, а иногда и обонятельная. Я провожу параллель между жизнью внутри домашнего пространства и жизнью внутри тела. Для меня «жить» значит «жить внутри». Это интимное отношение между внутренним и внешним. Мои поверхности — это татуировки на коже жилого пространства.
S.M
Какие тактильные ощущения вы закладываете в свои поверхности? Что должен чувствовать тот, кто к ним прикасается?
А.К
Мои поверхности имеют небольшой рельеф, что делает их выразительными на свету и на ощупь. Я использую финишные покрытия на основе парфюмированного воска и пигментов, которые придают шелковистую мягкость и приятный аромат, притягивают взгляд и манят к себе прикоснуться.
S.M
Вы говорите, что вас интересует естественное изменение материала с течением времени. Как вы используете это в своих работах? Вы делаете время своим соавтором?
А.К
Конечно! Меня всегда завораживали процессы изменчивости во времени. Когда я использую сусальное золото и серебро и применяю к ним окислители, я вызываю процесс состаривания. Однако мне не подвластен контроль над эффектами и патинами, которые рождаются в итоге. Поэтому я воспринимаю время как со-творца и соучастника конечного результата.
S.M
Расскажите, как вы работаете? Как устроен ваш день?
А.К
Моя работа состоит из различных аспектов и ролей. Проектирование, логистика, коммуникация, реализация, маркетинг.
Технология работы со стенами и панелями включает в себя различные этапы, в том числе время для сушки и отдыха материалов. Пока сохнет фон, я думаю о том, как создать новую отделку, разрабатываю проекты или посвящаю себя социальным сетям. Всегда есть чем заняться. Даже профессиональные контакты требуют внимания и времени. В целом, моя жизнь динамична и креативна!
S.M
Как ваши работы могут быть интегрированы в интерьер?
А.К
Обычно мои работы используют архитекторы и дизайнеры, которые хотят моим стилистическим почерком придать характер помещению.
Работа над проектом начинается с изучения мудборда и определения узора. Мне важно знать, какие материалы и цветовые нюансы будут использованы в проекте. Это основа для наилучшего взаимодействия, создания гармоничной окружающей среды и придания ей ценности.
Затем я создаю образцы, которые представляются как дизайнеру, так и клиенту, чтобы определиться с проектом окончательно.

S.M
Какие продукты вы предлагаете дизайнерам? Есть ли среди них готовые декоративные панели?
А.К
Для дизайнеров у меня собрана коллекция образцов, каждый из которых уникален. Нужно учитывать, что при разработке узора всегда будут небольшие отклонения от выбранного образца. Ведь это ручной труд и художественный продукт. Неповторимость придает дополнительную ценностью моей работе.
Сейчас в сотрудничестве с одним архитектором и дизайнером мозаики мы думаем о создании тиражной коллекции панелей. Этот проект все еще находится в разработке.

S.M
Какие материалы вы используете? Какие вам нравятся больше, почему? Чем они вас привлекают? Какие возможности дают?
А.К
Я использую пески, цементные, известковые, инертные и некоторые смоляные материалы.
Для отделки я в основном использую натуральную глину, такую как армянский черный болюс, сусальное золото и серебро, пигменты, натуральные земли, иногда японскую бумагу. Я часто импровизирую на этапах экспериментирования.
Для отделки патины применяются воски и пигменты, используемые при реставрации. Если поверхность нуждается в гидроизоляции, наиболее подходящим продуктом является полиуретан.

S.M
В каких техниках вы работаете? Это традиционные, старинные техники или авторские, изобретенные вами?
А.К
В основном я применяю технику импринтинга: в свежий материал я впечатываю ткань, марлю или листья таким образом, что след от этих элементов остается на поверхности.
Для золочения и металлизации я использую древнюю технику тосканских мастеров XIV века, которые создавали золотые фоны триптихов. Армянский болюс в зависимости от цвета усиливает сусальное золотое или серебро. Другие техники являются результатом личных экспериментов. Мое творчество часто вдохновлено моментом.

S.M
Вы создали пять коллекций. Расскажите пожалуйста о них. Как с ними работать дизайнеру? Чем они отличаются от вашей работы с бетоном и декоративной штукатуркой?
А.К
Это направления, ориентиры для понятия моего творчества. Они вдохновляют и помогают решиться на создание собственного предмета мебели, стены или панно...

S.M
Вы работаете одна или у вас есть помощники?
А.К
Обычно я работаю одна, но иногда мне нужна помощь в более объемных проектах. Тогда я приглашаю одного или двух людей, которые помогают мне в создании и особенно в замешивании смесей и растворов.

S.M
Для каких людей вы создаете свои коллекции? Что объединяет поклонников вашего творчества?
А.К
Для тех, кто любит изысканность, красоту, уникальность, ручную работу. Я обращаюсь к чувствительной аудитории, способной оценить художественную поверхность, которая иначе взаимодействует с естественным и искусственным светом, к аудитории, которая питает любовь к жилому пространству и впитывает его красоту каждый день.
S.M
Что вы пожелаете читателям вашего интервью?
А.К
Никогда не преуменьшать значимость красоты и считать её существенной потребностью нашего бытия!
За помощь в подготовке и организации материала благодарю Валерию Ефанову и Веру Беликову.