28.03

Подобно алхимику, эта художница удалилась от мирской суеты в свою мастерскую на лоне природы, чтобы со всей страстью погрузиться в творческий процесс, опыты и эксперименты. Взяв в соавторы само время, она чудесным образом трансформирует материал во впечатляющие, уникальные, единственные в своем роде декоративные поверхности. В них Аличе Корбетта соединяет текучие идеи, древние, медленные техники, редкие, ценные и необычные материалы, в том числе армянский болюс, золото и серебро. В этом интервью художница раскрывает некоторые секреты своего волшебного искусства.

2023
{
}

«Мои поверхности — это татуировки на коже жилого пространства»

Интервью с художником
и дизайнером Аличе Корбетта

Аличе Корбетта начала свой творческий путь в качестве дизайнера текстиля, сотрудничая с итальянскими и международными фэшн-брендами. Параллельно она разработала несколько коллекций ковров в Италии и Бельгии. Ее жизнь и карьера резко изменились, когда в 2007 году из шумного Милана она переехала в тихую деревню в Тоскане. Здесь, на бывшей фабрике, окруженной красотой холмов Кьянти, Аличе начала свои эксперименты с материалами и дизайном, перенося свой опыт работы с текстилем на работу с декоративными поверхностями. Участвует в художественных выставках современного искусства и создает поверхности для общественных и частных пространств.
Аличе Корбетта
}
{
S.M
Кем вы сейчас себя считаете в первую очередь? Художником, исследователем или возможно дизайнером, создателем уникальных поверхностей?
A.К
Мне трудно дать определение самой себе, потому что творчество — это действие, которое по своей природе не имеет границ. Если все же попытаться обозначить свою роль одним словом, то думаю, что я скорее исследователь, потому что эксперименты и наблюдение за различными материалами — это фундаментальный этап моего творческого процесса.
↑ Коллекция Ossidazioni, арт-объект Oxidation, 2022 год, художник Аличе Корбетта (Alice Corbetta).
S.M
Каким вы видите свое место в мире искусства и дизайна?
A.К
Cистема современного искусства очень сложна и загадочна, и это одна из причин, почему я решила параллельно развивать свою приверженность художественному ремеслу, сотрудничая с архитекторами и дизайнерами. По сути, я считаю, что идти по этому пути — это балансировать на тонкой грани, где опыт и навыки переплетаются для создания инновационных коллекций и развития обеих дисциплин.
Архитектура, искусство и дизайн переплетаются. Доказательство тому — великие школы, которые существовали в первые десятилетия прошлого века в Европе. Я имею ввиду Баухаус, Амстердамскую школу, а в Италии — опыт фабрики Olivetti.
Великие художники ХХ века также посвятили себя разработке проектов на стыке дизайна и архитектуры. Мне приходит на ум Матисс, который посвятил себя керамике, изготовлению гобеленов и витражей.

Портативная печатная машинка Valentine, созданная Olivetti по дизайну Этторе Соттсасса.
Анри Матисс. Синяя обнажённая с волосами на ветру.
Курт Шмидт, Конструкция для фейерверка, 1923 год.
Как уроженка из Милана, я упомяну сотрудничество между архитектором Джо Понти и художником Форназетти, в результате которого появились предметы интерьера, что продаются до сих пор.
В Италии тенденция к классификации со временем разделила искусство и дизайн, создав препятствия в общении между ними. К счастью, все идет своим чередом, и сегодня в некоторых городах существуют художественные галереи, посвященные именно таким произведениям. Это наводит меня на мысль, что у концепции слияния искусства и дизайна есть своя ниша поклонников и коллекционеров.
Говоря о себе лично, я чувствую, что изменчива и с удовольствием заражаюсь различными впечатлениями и контактами.
Говоря о себе лично, я чувствую, что изменчива и с удовольствием заражаюсь различными впечатлениями и контактами
{ Аличе Корбетта }
← Коллекция мебели Resor, художник Аличе Корбетта (Alice Corbetta).
S.M
Ваши работы — больше современное искусство или дизайн поверхностей?
А.К
Я исследую материю путем экспериментов. То, как она изменяется с течением времени или под воздействием окисления и ведет меня к созданию произведения. Эти два вида деятельности неразделимы, поскольку то, что я наблюдаю в своих исследованиях поверхностей, естественным образом переходит в мою художественную деятельность.
↑ Работа Thames Barrier, художник Аличе Корбетта (Alice Corbetta).
S.M
Вы учились живописи в Академии Брера у Готтардо Ортелли и, спустя годы работы в дизайне, снова вернулись к искусству и, уже по-новому, к дизайну. То есть ваша жизнь сделала определенный круг? Развитие идет по спирали?
А.К
Определенно, прожитый опыт всегда эволюционирует по спирали.
↑ Коллекция Fetzen, арт-объект Reperti, художник Аличе Корбетта (Alice Corbetta).
S.M
Расскажите, что вас подвигло перейти от текстильного дизайна к дизайну поверхностей?
А.К
Желание испачкать руки! После окончания Брера я сотрудничала с несколькими престижными студиями текстильного дизайна в Комо, затем создавала ковры для некоторых компаний, включая Sitap и Osta Carpet в Бельгии, но я чувствовала потребность в опыте создания материалов, а не просто в дизайне.
↑ Декоративные поверхности, художник Аличе Корбетта (Alice Corbetta).
Природа — самый большой источник вдохновения для моего творчества.
{ Аличе Корбетта }
S.M
Вы переехали в Тоскану в 2006-2007 году, потому что вас вдохновляли тишина, природа, уединение. Что-то поменялось в вашем отношении к ним за эти годы?
А.К
Мой переезд был продиктован необходимостью контакта с природой, она для меня приоритет. Этот опыт научил меня более внимательно наблюдать за вещами и больше ценить их, а также испытывать благодарность за красоту, присущую окружающему меня миру. Природа — самый большой источник вдохновения для моего творчества.
S.M
Что такое для вас поверхность?
А.К
Одно из определений поверхности — это контур тела, поскольку он является границей между внешним пространством и внутренним пространством тела.
Значение поверхности для меня — это отношения между внутренним и внешним пространством, сенсорное измерение.
Я считаю, что нейтральных пространств не существует: каждое пространство передает человеку определенный смысл как на уровне восприятия, так и на уровне психологии, в соответствии с культурными кодами общества, к которому он принадлежит.
Каждый из нас устанавливает личные отношения с пространством в соответствии с тем, что думает и чувствует в данный момент, но еще до того, как человек обратит на него свое внимание, пространство уже имеет свой характер и душу.
Поверхность — это элемент, который описывает форму и через сенсорный опыт рассказывает о ней.

S.M
Какую роль, по-вашему, играет поверхность в интерьере?
А.К
Для меня она сравнима с кожей тела. Ее роль — эстетическая, тактильная, а иногда и обонятельная. Я провожу параллель между жизнью внутри домашнего пространства и жизнью внутри тела. Для меня «жить» значит «жить внутри». Это интимное отношение между внутренним и внешним. Мои поверхности — это татуировки на коже жилого пространства.
S.M
Какие тактильные ощущения вы закладываете в свои поверхности? Что должен чувствовать тот, кто к ним прикасается?
А.К
Мои поверхности имеют небольшой рельеф, что делает их выразительными на свету и на ощупь. Я использую финишные покрытия на основе парфюмированного воска и пигментов, которые придают шелковистую мягкость и приятный аромат, притягивают взгляд и манят к себе прикоснуться.
↑ Коллекция Riflessi, 2017 год, художник Аличе Корбетта (Alice Corbetta).
S.M
Вы говорите, что вас интересует естественное изменение материала с течением времени. Как вы используете это в своих работах? Вы делаете время своим соавтором?
А.К
Конечно! Меня всегда завораживали процессы изменчивости во времени. Когда я использую сусальное золото и серебро и применяю к ним окислители, я вызываю процесс состаривания. Однако мне не подвластен контроль над эффектами и патинами, которые рождаются в итоге. Поэтому я воспринимаю время как со-творца и соучастника конечного результата.
S.M
Расскажите, как вы работаете? Как устроен ваш день?
А.К
Моя работа состоит из различных аспектов и ролей. Проектирование, логистика, коммуникация, реализация, маркетинг.
Технология работы со стенами и панелями включает в себя различные этапы, в том числе время для сушки и отдыха материалов. Пока сохнет фон, я думаю о том, как создать новую отделку, разрабатываю проекты или посвящаю себя социальным сетям. Всегда есть чем заняться. Даже профессиональные контакты требуют внимания и времени. В целом, моя жизнь динамична и креативна!
→ Проект Casa Franca. Куратор — архитектор Валентина Гарраффа (Valentina Garraffa), художник Аличе Корбетта (Alice Corbetta).
S.M
Как ваши работы могут быть интегрированы в интерьер?
А.К
Обычно мои работы используют архитекторы и дизайнеры, которые хотят моим стилистическим почерком придать характер помещению.
Работа над проектом начинается с изучения мудборда и определения узора. Мне важно знать, какие материалы и цветовые нюансы будут использованы в проекте. Это основа для наилучшего взаимодействия, создания гармоничной окружающей среды и придания ей ценности.
Затем я создаю образцы, которые представляются как дизайнеру, так и клиенту, чтобы определиться с проектом окончательно.

↑ Проект Casa Franca. Куратор — архитектор Валентина Гарраффа (Valentina Garraffa), художник Аличе Корбетта (Alice Corbetta).
S.M
Какие продукты вы предлагаете дизайнерам? Есть ли среди них готовые декоративные панели?
А.К
Для дизайнеров у меня собрана коллекция образцов, каждый из которых уникален. Нужно учитывать, что при разработке узора всегда будут небольшие отклонения от выбранного образца. Ведь это ручной труд и художественный продукт. Неповторимость придает дополнительную ценностью моей работе.
Сейчас в сотрудничестве с одним архитектором и дизайнером мозаики мы думаем о создании тиражной коллекции панелей. Этот проект все еще находится в разработке.

↑ Декоративные поверхности, художник Аличе Корбетта (Alice Corbetta).
AC13
AC11
AC14
AC12
S.M
Какие материалы вы используете? Какие вам нравятся больше, почему? Чем они вас привлекают? Какие возможности дают?
А.К
Я использую пески, цементные, известковые, инертные и некоторые смоляные материалы.
Для отделки я в основном использую натуральную глину, такую как армянский черный болюс, сусальное золото и серебро, пигменты, натуральные земли, иногда японскую бумагу. Я часто импровизирую на этапах экспериментирования.
Для отделки патины применяются воски и пигменты, используемые при реставрации. Если поверхность нуждается в гидроизоляции, наиболее подходящим продуктом является полиуретан.

S.M
В каких техниках вы работаете? Это традиционные, старинные техники или авторские, изобретенные вами?
А.К
В основном я применяю технику импринтинга: в свежий материал я впечатываю ткань, марлю или листья таким образом, что след от этих элементов остается на поверхности.
Для золочения и металлизации я использую древнюю технику тосканских мастеров XIV века, которые создавали золотые фоны триптихов. Армянский болюс в зависимости от цвета усиливает сусальное золотое или серебро. Другие техники являются результатом личных экспериментов. Мое творчество часто вдохновлено моментом.

↑ Декоративная поверхность AC3, художник Аличе Корбетта (Alice Corbetta).
S.M
Вы создали пять коллекций. Расскажите пожалуйста о них. Как с ними работать дизайнеру? Чем они отличаются от вашей работы с бетоном и декоративной штукатуркой?
А.К
Это направления, ориентиры для понятия моего творчества. Они вдохновляют и помогают решиться на создание собственного предмета мебели, стены или панно...

S.M
Вы работаете одна или у вас есть помощники?
А.К
Обычно я работаю одна, но иногда мне нужна помощь в более объемных проектах. Тогда я приглашаю одного или двух людей, которые помогают мне в создании и особенно в замешивании смесей и растворов.

↑ Проект Fornace Di Valiano Apartment With Tub, художник Аличе Корбетта (Alice Corbetta).
↑ Проект Casa Franca. Куратор — архитектор Валентина Гарраффа (Valentina Garraffa), художник Аличе Корбетта (Alice Corbetta).
S.M
Для каких людей вы создаете свои коллекции? Что объединяет поклонников вашего творчества?
А.К
Для тех, кто любит изысканность, красоту, уникальность, ручную работу. Я обращаюсь к чувствительной аудитории, способной оценить художественную поверхность, которая иначе взаимодействует с естественным и искусственным светом, к аудитории, которая питает любовь к жилому пространству и впитывает его красоту каждый день.
S.M
Что вы пожелаете читателям вашего интервью?
А.К
Никогда не преуменьшать значимость красоты и считать её существенной потребностью нашего бытия!
→ Коллекция Ossidazioni, арт-объект Confini, 2019 год, художник Аличе Корбетта (Alice Corbetta).
Фото предоставлено Аличе Кобетта (Alice Corbetta)
decorazioneartistica
alicecorbetta
За помощь в подготовке и организации материала благодарю Валерию Ефанову и Веру Беликову.
Фото предоставлено Аличе Корбетта (Alice Corbetta).