15.08

«Моя жизнь —
это моё искусство»

Как чувствует себя архитектор в городе, который сам является архитектурным памятником? Чему учит стройка, какие материалы востребованы в XXI веке и нужно ли быть предпринимателем тому, кто посвятил свою жизнь созданию и сохранению красоты?

2022
{
}

Интервью c дизайнером
и стеклодувом Евой Джордж

Ева Джордж
}
{
Оксана Цымбалова – художник-керамист, дизайнер интерьера жилых и общественных помещений. Победитель и финалист международных конкурсов дизайна, автор трех проектов для передачи «Дачный ответ». Участница выставок «Трын*Трава», «АртДом», «Истоки», «Осторожно - хрупкий груз!», «Контуры сближения». В профессию пришла в осознанном возрасте, позволив себе начать с нуля. В своём творчестве опирается на сохранение исторического наследия и тонкое соединение его с современностью.
S.M
Что вас больше всего привлекает в стекле как в материале?
Е.Д
Я влюбилась в стекло из-за его подвижности. Сначала, будучи дизайнером, я обнаружила, что стеклодувное искусство позволяет мне создавать как единичные изделия, так и более многочисленные серии. Затем, когда я начала выдувать стекло сама, меня привлекло его «жидкое», горячее состояние, сначала текучее, а затем постепенно остывающее до твёрдого хрупкого состояния.
S.M
Если у стеклодувного искусства есть свой язык, то каков он?
Е.Д
Я думаю, он похож на язык танца. Расплавленное стекло течёт и капает. Чтобы придать ему форму вручную, мы должны найти идеальный баланс через удерживание его в непрерывном вращательном движении. Для этого тело стеклодува должно следовать ритму материала.
S.M
Как вы определяете своё место в истории стеклодувного дела во Франции?
Е.Д
По моему мнению, традиционное ноу-хау французского стекла заключается в хрустальной посуде Saint Louis, Baccarat или Lalique. Лоран, мой партнёр, начинал свою карьеру на этих предприятиях, и я сама училась стеклодувному делу в том же контексте (в деревне Cristallerie Daum, на востоке Франции), поэтому я бы сказала, что дань истории заложена в нашей ДНК. Однако мы также вдохновляемся некоторыми техниками итальянского стекла, такими как рифлёное стекло (называемое "côtes Vénitiennes"), или Северной Европой с их спокойными, приглушенными цветовыми палитрами.
S.M
Как распределены задачи и работа в студии между Вами и Лораном Фишо?
Е.Д
Мы оба участвуем в процессе проектирования и изготовления стекла. Однако некоторые задачи чётко распределены между нами. Например, я создаю цветовые нюансы для коллекций, в то время как Лоран, который владеет навыками токарной обработки дерева и работы с металлом, делает все формы и латунные светильники для наших ламп.
S.M
Лоран Фишо работал с такими брендами как Saint-Louis, Lalique, Biot. Что из их опыта вы при создании своей студии приняли, а от чего оттолкнулись?
Е.Д
Опыт Лорана действительно научил нас придерживаться высоких стандартов в нашей работе. Исходя из этого мы дистанцировались от архетипа хрустальной посуды, чтобы создать более современную линию, где каждый предмет имеет свой собственное уникальное течение материи и цвета.
S.M
Какое место в вашей работе занимает участие в выставках? Вы создаете какие-либо новые продукты специально для выставок?
Е.Д
Каждые два года мы работаем над полноценными коллекциями предметов интерьера (в основном светильников) и представляем их на выставках или ярмарках. Наша последняя коллекция под названием Cime была представлена на Неделе дизайна в Париже.
S.M
Стеклянная плитка — часть вашей первой коллекции Moire, в которой вы экспериментировали с оптическими эффектами и прозрачностью. Вдохновением для коллекции стали муаровые ткани с их волнистым движением. Чем вас привлёк этот сюжет?
Е.Д
Moire, что в переводе с французского означает «мерцающий»,— это волнообразные переливающиеся эффекты, которые можно обнаружить на поверхности некоторых тканей, например, шёлка. Целью эстетического исследования было перевести эти постоянно меняющиеся отражения в стекло с помощью оптических эффектов, а также заморозить движение, мгновение, когда стекло охлаждается и быстро переходит из жидкого состояния в твёрдое.
S.M
Вы создали эту коллекцию одномоментно или это был путь поисков? Как вы работаете, как идея проходит путь от задумки до воплощения?
Е.Д
Это скорее путь поиска. Я обычно пробую много цветов и текстур стекла. Затем я прорисовываю формы перед созданием прототипа в масштабе один к одному, для того чтобы получить лучшее представление об объёмах и пропорциях. Отдельное произведение часто неоднократно проходит путь от эскиза до выдувания стекла, прежде чем я буду полностью им довольна.
S.M
Как вы видите эту плитку в интерьере? Как она должна работать с впечатлением, какие эмоции вызывать?
Е.Д
Эти плитки способны создать очень глубокую атмосферу, поскольку цельное стекло, из которого они изготовлены, было проработано по всей толщине изделия. Это позволяет взгляду погрузиться в узор, а не быть направленным лишь на поверхность отдельной плитки. Узор «Волны» может быть установлен с цветовым градиентом по всему панно: от самого прозрачного стекла до более плотных и чёрных «волн». Изменение цвета может также создать совершенно новое восприятие самого помещения (более открытое в прозрачных оттенках стекла, более интимное в более темных оттенках и т.д.).
S.M
Какое место эта плитка занимает среди всех остальных ваших продуктов? Планируете ли вы расширять коллекции плитки?
Е.Д
Сейчас я вычленила плитку из коллекции Moire, чтобы иметь возможность расширить коллекцию. Я также работаю над тем, чтобы сделать из них «клаустру» — интерьерную перегородку, через которую мог бы проходить свет. Впрочем, я ещё не закончила этот проект, поскольку хочу убедиться, что в этих стеклянных элементах сохраняется ощущение глубины (полная прозрачность, как правило, исключает такое видение).
S.M
Как вы выбираете цвета для своих предметов?
Е.Д
Я работаю в очень спокойных и приглушенных цветовых палитрах. Они соответствуют моему характеру и чувствам. У меня настоящая страсть к серому цвету. Я часто повторяю: «Серый — идеальный цвет, потому что он содержит все цвета в своих оттенках». Любой цвет можно превратить в серый, и ещё серый цвет неподвластен времени.
S.M
Вы работаете на стыке серийного производства и создания единичных объектов, верно? Почему для вас важно соединять эти два направления?
Е.Д
Да, возможно, это потому, что я получила образование дизайнера. Мне очень нравится думать не только о форме каждого изделия, но и обо всём процессе создания этих предметов (модульные формы, параметрические формы, жесты при изготовлении стекла...). Однако я разделяю свою практику с точки зрения промышленного дизайна: поскольку я всё делаю своими руками, для меня очень важно, чтобы это было видно в конечном изделии. Вот почему я никогда не делаю одинаковые предметы. Я называю эти серии, основанные на различиях, «многообразными».
S.M
У вас не обычная, а в первую очередь экспериментальная мастерская, где стирается граница между искусством и дизайном. Почему вы так много времени уделяете экспериментам?
Е.Д
Я провожу много времени за экспериментами, во-первых, потому что мне нравится отрабатывать технику, и я считаю, что экспериментальный подход к стеклу — самый сложный. И ещё одна причина заключается в том, что это помогает мне находить инновационные формы, цвета, текстуры и объекты, которые я не смогла бы придумать, только рисуя и делая наброски.
S.M
Вы соединяете в себе дизайнера и производителя. Чувствуется, что для вас важна свобода во всем — и от поставщиков, и от каких-то привычных форм и структур? В вас чувствуется сильное стремление к независимости. Цифровые технологии, интернет, распространение знаний, обмен в образовательных программах дают вам эту независимость? Модель вашей студии — это новая эволюционная ступень мануфактурного производства?
Е.Д
Все верно! Я именно так это и представляю. Свобода в творчестве, на мой взгляд, является ключевым моментом. Помимо этого, смешение цифрового производства и традиционных ноу-хау также позволяет мне многому научиться в процессе изготовления. Я думаю, что будущее за новой формой производства, где каждый предмет имеет свое значение. Но чтобы овладеть этим, я должна принимать участие в каждом этапе процесса.
S.M
Про вас много пишут в СМИ, у вас столько наград, что кажется, что вам все даётся легко, Так ли это?
Е.Д
Хахаха нет! Но мне приятно слышать, что это так воспринимается. У меня есть два секрета. Моя жизнь — это моё искусство, поэтому я практически никогда не прекращаю работать. А во-вторых, я переживаю всякий раз, когда думаю, что не показала максимума своих возможностей.
S.M
Что вам помогает создавать предметы, которые столь актуальны и востребованы?
Е.Д
Я всегда думаю о том, как я сама пользуюсь предметами, например, я коллекционирую изделия высокого класса. В моей коллекции часто встречаются вещи, сделанные художниками, которые стали моими друзьями. Мне необходимо быть окруженной красотой в повседневной жизни. У меня есть история, которая очень хорошо объясняет эту потребность. Я долго искала дверные ручки для своего дома. У меня была только одна антикварная пара фарфоровых ручек, которую я нашла на блошином рынке. Я месяцами не могла закрыть дверь в свою комнату, потому что не хотела довольствоваться обычной моделью из хозяйственного магазина. В конце концов я решила сделать свои собственные ручки и в итоге опубликовала об этом пост в Instagram. Во время карантина при коронавирусе я получила много сообщений в личку, в которых меня спрашивали, как можно купить эти изделия. Так я открыла наш интернет-магазин, сначала специально для этих ручек.
S.M
Вазы, светильники, ручки, плитка — что ещё из стекла вы еще не создавали?
Е.Д
В настоящее время я работаю над кирпичами, сделанными из остатков цветного стекла, накопившегося в мастерской. Но это долгий процесс, поэтому я не знаю, когда смогу создать прототип этих изделий. Я бы также хотела больше работать над посудой, а ещё над различными видами её использования и связанными с ней ритуалами (миксология, чайная церемония, приготовление пищи и т.д.).
S.M
Кого вы видите своим заказчиком?
Е.Д
Одно из моих разочарований заключается в том, что я не часто встречаюсь со своими реальными клиентами. Я много работаю с архитекторами, дизайнерами интерьеров или моими галеристами, и поэтому у меня редко есть возможность узнать, где и как мои работы будут установлены или использованы. Мне нравится представлять себе жизнь моих работ после того, как они покинут мою мастерскую, когда они отправятся в другие страны, в другие дома и присоединятся к компании новых любителей декоративно-прикладного искусства.
S.M
Вы создаете все предметы сами или сотрудничаете с дизайнерами, которые у вас что-то заказывают для себя? Если да, как вы работаете с дизайнерами?
Е.Д
Я не сотрудничаю с другими дизайнерами. Я часто говорю, что не для того я подвергала своё тело трудностям освоения стеклоделия, чтобы выдувать не свои изделия. Однако, что мне действительно нравится, так это сотрудничество с другими мастерами, которые также являются художниками или дизайнерами. Очень интересно совместно разрабатывать изделие, которое будет отражать обе наши индивидуальности. Мне также нравится учиться на ограниченных возможностях других материалов и процессов изготовления. Диалог между двумя техниками производства — это всегда вызов и невероятный опыт.
S.M
В 2021 году Ателье стало победителем общественного заказа «Новые миры», сформулированного президентом Республики Эммануэлем Макроном для Министерства культуры и Национального центра памятников. Ваш проект разработан для инсталляции в замке Бюсси Рабутин в Кот-д'Ор. Расскажете о нем?
Е.Д
Конечно! Проект все еще находится в стадии разработки, он будет завершен в следующем году, в 2023. Замысел проекта заключался в том, чтобы следовать теме нашей коллекции Cime, то есть собрать осенью растения в садах замка, поместить их отпечатки в расплавленное стекло и создать исключительное произведение, которое будет установлено внутри памятника. Таким образом, природа войдет в каменные стены, и из эфемерного контекста получится вечное произведение. Эта художественная инсталляция также будет напоминать о хрупкости природы, особенно в эпоху глобального потепления.
S.M
2022 год был провозглашен ООН Международным годом стекла. Совместно с Harmonie Begon вы инициировали проект Eaux de Vies. Расскажите о нем, пожалуйста. Он масштабный и охватывает всю Францию. Почему в вашем творчестве достаточно много места занимают такие предметы как стаканы и сосуды?
Е.Д
Проект Eaux de Vies призван объединить всех французских стеклоделов в одном совместном творчестве, где каждый художник выдувает один бокал, следуя лишь трем принципам (бесцветное стекло, тип столового бокала - без указания напитка или использования, рифленая текстура и выгравированная подпись художника). Создание бокала стало очень хорошим предлогом для этого, потому что это очень простой объект, он обращен к массам и допускает бесконечное количество творческих решений. В конце года ансамбль будет выставлен в главном музее современного стекла во Франции.
S.M
Какова ваша самая амбициозная мечта?
Е.Д
Очень хороший вопрос... У меня уже есть в голове мысли насчёт моих двух следующих коллекций и, возможно, пяти или шести «побочных проектов». Думаю, мне остается только пожелать иметь возможность реализовать эти творческие амбиции и те, что последуют за ними!
S.M
Каким вы видите будущее стеклодувного дизайнерского производства?
Е.Д
С моей точки зрения, стеклоделие — это ремесло, которое становится все более популярным в сфере дизайна. Возможно, потому, что долговечные материалы сейчас гораздо более предпочтительны, чем пластик. Я также заметила изменения привычных процессов производства. Дизайнеры склонны отдавать предпочтение коротким производственным цепям и ремесленничеству перед массовым производством. Я рада наблюдать эти изменения не только в стеклодувном деле, но, что более важно, в установлении общепринятых норм изготовления и потребления.
S.M
Что бы вы пожелали вашим читателям?
Е.Д
Я желаю вам красоты в вашей жизни.