Интервью
с Габриэлем Чиаве

В мире аскетичного и сдержанного модернистского дизайна они — те волшебники, которые продолжают развивать традиции рукотворного мастерства, богато декорированных поверхностей и смелой красоты. Каждый их проект — это сказочная история о таинственных садах, райских деревьях и фантастических местах, где каждый из нас мечтает однажды очутиться. О том, что как вдохнуть в дизайн поэзию, рассказывает креативный директор студии Marcel Wanders Габриэль Чиаве.

ИНТЕРВЬЮ С ЭКСПЕРТАМИ РЫНКА

Eng
— В ваших интервью часто встречается сравнение дизайн-проектов с детьми, а дизайнера — с матерью. Если говорить о Bisazza, то каким вы видите ДНК этого бренда, ту суть, красоту, которую вы все эти годы воплощаете, создавая для них дизайн?
— Bisazza — один из старейших и наиболее уважаемых наших клиентов. Мы работаем вместе уже более 20 лет. Когда мы говорим о себе как о матери, а о клиенте — как об отце, то речь идёт о том особом типе сотрудничества, который мы поддерживаем с клиентами, подобными Bisazza. Уважительное, долгосрочное сотрудничество с компаниями, которые разделяют с нами одни ценности, создает ощущение брачного союза. ДНК каждого из наших брендов — это ремесло, красота и искусство. Мы вместе создали прекрасные вещи. Вы можете посмотреть на них как на детей, которые появились на свет, неся в себе ДНК своего происхождения. Они — идеальное сочетание Bisazza и студии Marcel Wanders.
— Для нас, как для дизайн-студии, очень важно поддерживать связь с техниками прошлых веков. В данном случае именно греки и римляне впервые использовали мозаичное искусство в интерьерах. Сотрудничество с Bisazza стало для нас шансом взять любовь к мастерству и вдохновению от орнаментов и отразить их на поверхностях. Марсель фактически одним из первых привнес мозаику в дизайн. Студия распознала потенциал визуальных качеств мозаики и то, насколько она способна обогатить как изделия, так и дизайн интерьера. Мы всегда ищем способ возродить исконные формы искусства в современном контексте.
— Сотрудничество между Marcel Wanders и Bisazza началось в 2004 году. Вы когда-нибудь работали с мозаикой до этого момента, или это был ваш первый опыт?
— История вашего сотрудничества с Bisazza насчитывает полтора десятилетия. В студии созданы паттерны, мебель, предметы интерьера. Как развивался ваш подход и отношение к мозаике на протяжении этих лет?
— Самое прекрасное в мозаике то, что этому ремеслу действительно тысячи лет. Это такой универсальный вид дизайна. Есть, конечно, квадратная мозаика, которую выпускают индустриальным способом в форматах 1x1 и 2x2 см. Но мы работаем с Bisazza в художественном ключе, по старинке, как делали мозаику раньше. Это означает, что её режут на части, что форма бывает не только квадратной, но и иной. Наш подход к мозаике меняется с каждым новым проектом, потому что мы узнаём что-то новое. В любом дизайне ручной работы возникают свои нюансы, открывая которые, вы переносите их на следующую задачу, добавляете к давним традициям ремесла и вносите в дизайн человеческое прикосновение.
Паттерны Bisazza
— Созданный вами для Bisazza автомобиль был на ходу? Он мог ездить?
— С этой машиной для Bisazza вышла забавная история. Она была часть выставки limited-edition в Милане в 2007 году. Помню, как я ехал на ней через город, чтобы доставить её на выставочную площадку. Только представьте меня за рулём этого огромного автомобиля с голландскими номерами, который мы сами построили в Нидерландах. Увидев эту громадную мозаичную машину на дорогах Милана все восклицали: «Что это за безумная штука?!» В итоге мы сделали две уникальные машины. Одна находится в нашей студии в Нидерландах, а другая — в Италии у Bisazza.
— Вы снова вернулись к проекту Pebbles спустя 15 лет. Вам нравится возвращаться и переосмысливать то, что вы уже сделали? Или вы всё время идёте вперед?
— Думаю важно и то, и другое. Всегда нужно выделять время на то, чтобы обдумать созданное и поразмыслить над тем, чему вы научились. В то же время вы должны находить новые способы применения полученных уроков. Pebbles тому отличный пример. В 2019 году мы сделали новое прочтение проекта и дополнили его. Новые элементы немного изменены по форме и стали более сложным по узору. Мы хотели добавить иллюзию функциональности. Вы можете сесть на него, поставить на него чашку кофе или просто украсить им свой сад или гостиную. Это объект, который по-разному живет своей собственной жизнью, что и делает его культовым.
Проект Pebbles
— Насколько важен в мозаике сенсорный опыт, опыт прикосновений?
— Мозаика предлагает невероятное количество возможностей. Обычно её используют в бассейнах. Мы поставили себе цель поднять уровень восприятия, то, как на неё смотрят и как её ощущают. Она гладкая, как стекло, и работая с Bisazza, мы открыли в ней удивительные качества. Её можно выложить на стенах и подчеркнуть её красоту уникальной графикой и цветом.
В любой мозаичной работе есть своя красота, чем ближе вы в ней подходите, тем больше слоев смысла вам открывается
— В одной амстердамской частной резиденции находилась мозаика Фемке Химстра (Femke Hiemstra) под названием «Тайный сад» ("Secret Garden"). Есть ли подобные фрески в других интерьерных проектах студии?
— Эта красивая уникальная мозаика Фемке Химстра была создана специально для этой квартиры. Удивительная особенность таких больших работ (площадь панно составляла 20х3 метра) в том, что вы действительно можете сделать что-то уникальное. Впрочем, независимо от размера, в любой мозаичной работе есть своя красота, чем ближе вы подходите, тем больше слоев смысла вам открывается, это расширяет ваш опыт.
Мозаика Тайный сад (Secret Garden)
Вид на эту удивительную фреску открывался от самого входа в квартиру, и когда вы подходили к ней ближе, она раскрывалась перед вами невероятным взрывом цветов, становясь абстрактней с каждым вашим шагом.

Возьмем бассейн в Iberostar Grand Portals Nous. Мозаика на фасаде здания плавно переходит в бассейн. Издалека вы видите удивительное произведение искусства, а когда вы плаваете в бассейне, то оказываетесь внутри этого произведения. Это впечатляет!
— В ваших интервью часто звучит слово «поэзия». Что такое для вас поэзия в дизайне?
— Дизайн изучают в школах с тех пор, как модернистский дизайн стал крайне функциональной экспертизой. Всё внимание сосредоточилось на инженерах, производстве и так далее. Конечно, всё это важно, это основа того, что мы делаем, но это не то, что любят люди, не то, что ими движет. Всё, что связано с поэзией, — иррационально. В иррациональном, в поэзии, в красоте мы находим то прикосновение и тот способ проектирования, которые заставляют людей влюбляться в наш дизайн. Вы соединяетесь с искусством, с поэзией. И всё это должно работать.
Проект Grand Portals Nous
— Вы используете мозаику во всех отелях, которые вы спроектировали? Можно ли сказать, что бассейн в Grand Portals Nous — на сегодня самое масштабная ваша картина, выложенная целиком из мозаики?
— Вы знаете, мы провели вместе с Bisazza первую выставку с Pebbles, автомобилями и тогда же представили коллекцию Bisazza для ванных комнат. Там был первый концепт со встроенными мозаичными панно. Мы создали очень много панно, которые они продают. Мы делаем мозаику вместе с Bisazza в отелях и многих частных резиденциях. Думаю, что Grand Portals Nous — действительно наш самый большой мозаичный проект.
— Работы вашей студии отличают фантастические формы и цвета. Например, Mondrian Doha в Катаре. Как у вас рождаются эти образы? Насколько вам близок мир фантазии и сказки?
— Проект Mondrian Doha берёт своё начало от отеля Mondrian в Майами — South Beach, ставшего нашим первым концептом для Mondrian. Mondrian в Дохе, который они попросили нас сделать — «старшая сестра», — там мы применили гораздо больше мозаики. В ближневосточном регионе, в Дохе, графика, которую мы использовали, была более роскошной и смелой, чем в Майами.
Проект Mondrian Doha
Мозаика — очень универсальный художественный материал. Это прекрасный способ придать визуальное качество любой поверхности и сделать дизайн вневременным
Здесь больше пространства и богаче наследие, и мы хотели использовать мозаику, чтобы по-настоящему выразить свою интерпретацию исламской культуры. Везде, где это имело смысл – на этажах, в коридорах и лифтах – мы поместили эти удивительные мозаичные узоры. Издалека вы видите нечто действительно узнаваемое и прекрасное. Когда подходите ближе, изображение становится чем-то другим. Мозаика — очень универсальный художественный материал, просто уникальный. Это прекрасный способ придать визуальное качество любой поверхности и сделать дизайн вневременным.
— Тема таинственного фантастического сада сквозит в ваших проектах. Что это за белые облачные деревья появляются почти в каждом из них?
— Древо жизни, как его называют, вот что является корнем этой сказочной фантазии. Природа для нас очень важна, но сама по себе она не долговечна. Чтобы добавить сказку в свой воображаемый мир, мы начали создавать эти воображаемые деревья, и результат стал знаковым. Их форма и цвет — вне времени. Они мгновенно создают иллюзию волшебного сада. В них есть вечное качество. Древо Жизни — наш фирменный образ. Как и колокол, который своим звоном созывает людей. Мы размещаем эти символы в местах, где собираются люди, потому что хотим подчеркнуть единение и гостеприимство. Эти символы сближают людей, сигнализируют, что они находятся среди друзей и могут здесь быть самими собой.
— Каждое пространство или проект, который мы делаем, очень отличается от предыдущего. Наша цель — всегда привносить в дизайн местную культуру, и каждое новое место отличается от других. Мы занимаемся не дизайном интерьера, а создаем места, где люди чувствуют, дышат и учатся. Мы хотим, чтобы их удивляли и волновали истории, особенности и элементы окружающей их культуры. Сторителлинг и вдумчивый пересказ искусства и нюансов местных обычаев является неотъемлемой частью того, что мы делаем.

Именно поэтому мы используем уникальные поверхности и материалы в разных местах. Мы добавляем культурные особенности, чтобы превратить место, куда люди приезжают, в единственное в своём роде. Здесь, в Амстердаме, в отеле Andaz, мы используем наследие истории и культуры Нидерландов. Ещё один отличный пример — Mondrian Doha, где арабские сказки и фольклор соединяются с местной графикой и материалами.
— В интерьерах вашей студии используются элементы декора, характерные для этой местности. Дизайн для вас — это нечто универсальное, локальное или средство коммуникации и понимания других людей?
— Готовясь к созданию интерьера каждого нового проекта, вы многое исследуете и изучаете. Как это происходит?
— Проект всякий раз начинается с брифа. И хотя клиенты рассказывают нам о своём видении задачи, всегда остаётся вопрос: «Как понять душу этого места?» Поэтому на шесть месяцев мы отправляемся туда в путешествие. Читаем всё, что попадётся под руку: книги, стихи, статьи, дневники городских жителей. Разговариваем с людьми, слушаем их истории, их собственные слова, которые они произносят на своём языке. Изучаем архитектуру, литературу, живопись, фотографию и культурный сленг.
Мы создаем место, куда люди будут стремиться.
Место назначения
Удивительно, сколь много всего можно узнать, гуляя по улицам, слушая людей и знакомясь с их культурой и обычаями. У каждого места есть своя история, и мы стараемся установить с ней связь. Эти знания невозможно почерпнуть из встречи с клиентом или из одной книги. Их нужно прожить. Прежде, чем стать дизайнерами, мы побудем учениками. Мы собираем набор инструментов, наполненный тем, что мы впитали, и вкладываем его в дизайн, создавая место, куда люди будут стремиться.

Место назначения. Это чувство потом они заберут с собой как самый заветный сувенир. Делясь своим опытом с другими, они сделают историю этого места известной еще большему кругу людей. Так фольклор одного города окажет своё влияние и проявится в других регионах мира. Какая ещё профессия даст вам возможность сотворить подобное?
— Не могли бы вы сказать несколько слов о своей команде?
— «Вдохновляющая» — вот первое слово, которым хочется поделиться с вами. Я горжусь, что каждый день работаю вместе с 50-60 людьми самых разных национальностей. Это очень помогает, поскольку мы сотрудничаем со многими международными брендами. Мы мыслим глобально. Благодаря разнице культур в каждом проекте принимает участие несколько дизайнеров с разными подходами, что всякий раз выводит проект на следующий уровень.
Три наших основных направления — дизайн интерьера, продуктовый дизайн и художественное оформление (арт-дирекшн). Каждый отдел буквально дышит творчеством, поэтому мы тщательно подбираем новых людей. Они должны органично вписаться в команду и в то же время привносить в неё нечто новое.
Студия Marcel Wanders в Амстердаме
— Скажите пару слов о сакральной геометрии. Этот термин недавно зазвучал как новая сфера интересов студии.
— Это не так просто объяснить. Она коренится в совершенстве природы. Вещам, которые мы не создавали, присуще абсолютное качество. Из природы она перекочевала в исламское искусство. Она опирается на математику, расчёты, вычисления и геометрию золотой эры. То, что мы делаем в студии, основано на фракталах, в которых каждая часть представляет собой пропорциональный образ целого. Сейчас мы создаём новый язык на основе сакральной геометрии, возвращаясь к природе. Совершенство. Мы называем это вычислительным проектированием. С помощью машин мы разрабатываем паттерны, сохраняем и интерпретируем наследие этой золотой эры, которое человеческий разум не может постичь.
Leather Collection. Bill Amberg Studio, 2019
и Virtual Interiors. Marcel Wanders, 2013
— Я бы ещё раз подчеркнул, насколько удивительна техника создания мозаики. Это особый материал, с которым нужно уметь работать. Я бы посоветовал людям продолжать с ним экспериментировать, не только для того, чтобы сохранить культуру в которой это искусство зародилось и применяется, но и для того, чтобы сохранить ремесло, развивать и изобретать его заново. Есть особая ценность и смысл в том, что мозаику привносят в современные проекты. Это художественный и магический элемент дизайна, который можно использовать в интерьерных пространствах и на поверхности предметов. Я бы сказал, что это одна из самых творческих вещей, которые мы делаем как студия.
— Что пожелаете читателям вашего интервью? Какой совет или рекомендацию вы бы им дали?
За помощь в подготовке и организации интервью благодарю Валерию Ефанову.
Напишите мне письмо
Если вам есть, что рассказать о новых продуктах
и технологических решениях моей аудитории, напишите мне