Мозаика Лейтон-Хаус: от минимализма
к многослойности!

Недавно поймал себя на мысли о том, как со временем изменился мой собственный вкус. Пару лет назад на вопрос «какой интерьер тебе нравится», я бы не задумываясь ответил: «Минималистичный».

ИСТОРИЯ
23.05.2020
Монохромное пространство без каких-либо ярких акцентных вещей. Лаконичность, чистота форм, порядок. Возможность глубоко, спокойно дышать и думать, которые возникают, когда твоё пространство ничем не захламлено. Всё спрятано, и взгляд не выхватывает в картинке ничего лишнего.

Но что стало происходить потом, по мере того, как я закапывался в историю мозаики, всё глубже соприкасаясь с миром дизайна? Общения с художниками, архитекторами, дизайнерами стало значительно менять мой взгляд на интерьер.

Особенно сильное впечатление на меня произвели работы художника Сергея Суровцева. Я увидел их вживую и мы провели немало часов, обсуждая материалы, детали и саму концепцию многослойности в интерьере.
А потом мне попались на глаза фотографии дома художника и скульптора
Фредерика Лейтона — Лейтон-Хаус (Leighton House) и я понял:
«Вот дом, в котором я хотел бы жить».
Лейтон Хаус (Leighton House) в Кенсингтоне — дом лорда Фредерика Лейтона (1830-1896), художника-академиста. Сейчас там открыт музей, поэтому у публики есть счастливая возможность увидеть интерьеры своими глазами.

Лейтон-Хаус — это театральная сцена со своей мифологией и героями. Многосоставное, многослойное пространство, полное культурных кодов, смыслов и символики.
Пространство, по которому взгляду приятно то скользить куда-то вглубь, то всплывать на поверхность, задерживаясь на одной, а потом на другой детали.
Этот дом вызывает во мне самые разные состояния: путешественника, мыслителя, мечтателя. Его хочется созерцать, разглядывать. Здесь нет цветовой какофонии: все зоны органично распределены, а мозаика дополняет общую гармонию. Причем не простая мозаика, а сложная, художественная, золотая.
Самая знаменитая часть дома — арабский зал с золотым мозаичным фризом, выполненным мастерской Антонио Сальвиати по эскизам Уолтера Крейна.
На мозаичном фризе в Лейтон Хаус мы видим русалок, орла, борющегося со змеей, павлинов, сфинкса и прочие мифологические сюжеты, символизм которых интересно трактовать, отыскивая скрытые художником смыслы.
Любопытно, что источником вдохновения для Крейна послужили мозаики мавританского дворца Ла Зиса (La Zisa — «Дворец наслаждений») в Палермо на Сицилии XIII века.
Это сложный, богатый декорированный интерьер, тонко настроенное пространство, которое напоминает мне дорогой инструмент: «Смотрите, как луч света скользит по лоснящейся деке, выточенной из дерева драгоценных пород. Вслушайтесь, как звучит эта своеобразная мелодия!»
Так как же получилось, что от сдержанного минимализма мой вкус сместился к столь изысканным формам? Меня заинтересовала эта стилевая эволюция, поскольку мне всегда интересно разобраться в причинах и следствиях. Наверное поэтому я так люблю погружаться глубоко в процессы, изучать, как вещи устроены и как они работают.
Размышляя об этом, я понял, что моё желание минимализма было всего лишь тягой к той визуальной чистоте, гармонии, порядку, которых так мало в мире, в котором мы живем. Но когда ты получаешь этот порядок, твоя душа просит больше. И ты понимаешь смысл утверждения: «Глаз должен путешествовать».