9-го мая — великий и важный день. Он важен для каждой семьи и для всей нашей страны. Мы празднуем Победу, смотрим Парад, смотрим старые любимые фильмы (мой любимый — «В бой идут одни старики»), ждем вечернего салюта. Событиям, славе, подвигам и героическим будням 1941-1945 посвящено много произведений искусства. И есть среди них такие, которые мы видим каждый день и порой забываем об их глубоком смысле.

Поэтому сегодня я обращу ваше внимание на одно из них. Это мозаичное панно «Победа» на станции метро «Автово» в Санкт-Петербурге, которая произвела на меня сильное впечатление во время недавней поездки в северную столицу.
ИСТОРИЯ
09.05.2019

Мозаика "Победы"

Станция «Автово», открытая 15 ноября 1955 года, считается одной из самых красивых станций метро не только
в России, но и в мире.
Её включали в десятку самых красивых станций Европы британские издания «Дейли Телеграф» и «Гардиан».
Оформление станции посвящено обороне Ленинграда, поэтому в её декоре использованы лавровые ветви, золочёные мечи и другие воинские эмблемы. Внимание приковывает центральная композиция — золотое мозаичное панно, на котором изображена женщина с младенцем на руках.
Декоративный строй мозаики решён в лучших традициях этого вида искусства. Золотой фон придал ей необходимую торжественность, набранные под разным углом кусочки смальты создали особую игру цвета,
а сама гравюра набора рельефно выделила основные объёмы. Для мозаики была использована смальта довоенных и даже дореволюционных запасов, отличавшаяся необычайным богатством оттенков каждого цвета. Только золото фона включает до семи разных его оттенков, гармонично подобраны светлые тона фигур, поражает красота сложного набора изображения знамени и лент, привлекает тональное решение щитов.
— пишет искусствовед Нина Кутейникова
За спиной у женщины развеваются алые знамена и вьются ленты наградных знаков и медалей. Сверху выложены слова «Миру – Мир», а внизу — перефразированные слова В. М. Молотова, сказанные им по радио 22 июня 1941 г.: «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами». В нижних углах панно — щиты с датами 1941 и 1945
Подпись А. Соколова и В. Воронецкого
Эскиз мозаики
Мозаика выполнена в мастерской Академии художеств СССР по эскизам художников В. А. Воронецкого и А. К. Соколова, о чем свидетельствует подпись в нижнем левом углу. В правом же нижнем указано: «Исполнили мозаичный набор Малышев, Конрад, Сорокин, Пучков, Хочинская. Рук. Рябиков».

Примечательно, что архитектору Евгению Левинсону пришлось, как и многим другим в своё время, преодолеть немало трудностей, доказывая, что в образе матери с младенцем изображена Родина-Мать, а не Богородица.
Но всё равно мы сегодня понимаем, что у мозаичных панно в метро Москвы и Петербурга и мозаике Римы и Равенны одни исторические корни.
О художниках
Виктор Александрович Воронецкий (1912–1974)
— участник Великой Отечественной войны, потомственный художник. Его отцом был известный иллюстратор А. Н. Воронецкий, а дедом — мастера-мебельщик. В 1937 году Виктор Воронецкий закончил Ростовское художественное училище имени М. Грекова, затем Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Репина, после чего много лет работал в книжной иллюстрации для Белорусского издательства, преподавал в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры
им. И. Репина.
Алексей Константинович Соколов (1922–2001)
— тоже участник Великой Отечественной войны. В 1941 г. он окончив художественную школу при институте им. И. Е. Репина и добровольцем ушёл в народное ополчение.
Попал под обстрел в бою под Ленинградом и получил тяжёлую контузию позвоночника и пережил блокаду. Он является автором большого количества портретов, пейзажей, сюжетных картин, произведений монументального искусства, среди которых росписи Театра на Таганке в Москве, детского театра в Петербурге, залов ресторана «Невский».