Получив промышленный патент на своё изобретение, Аппиани основал фабрику по производству керамической плитки, при которой попытался создать рай в отдельно взятой деревне, обустроив своим рабочим место, где они могли бы жить и проводить время в благополучии и комфорте. Его история — пример просвещенного предпринимательства. То, что в Москве начали делать в 2016-19, в итальянском Тревизо сделали в 1920-х.
ИСТОРИЯ
25.07.2019

Керамика
и общественное благо

Страсть и мечта итальянского изобретателя, предпринимателя, политика и урбаниста Грациано Аппиани (1850-1920)
Биография
Грациано Appiani родился в Милане 15 июля 1850 года. В 1873 году в Тревизо, в сотрудничестве с Заккарией Брицито и Антонио Баттистеллой, он основал завод «Аппиани и Со», специализирующийся на производстве плитки и кирпича. Спустя несколько лет, оставшись один у руля компании, он начал также производство терракотовой скульптуры.

Грациано Аппиани прибыл в Тревизо, чтобы получить промышленный патент на свою инновацию в системе обжига кирпича Хоффманна (экономичная система непрерывной топки).

Приобретя старую компания по производству плитки "Battistella" рядом с Porta Santi Quaranta, Аппиани успешно применил собственное изобретение для производства терракоты, керамики и кирпича.

С 1890-х, добившись успеха и получив награды как предприниматель, Аппиани начал принимать участие в общественной жизни. На его фабрике трудились сотни рабочих из окрестных деревень и он озаботился устройством их быта и жизни.
В течение четырнадцати лет Аппиани был президентом Торговой палаты, а потом ещё более тридцати лет, до 1910 года — муниципальным советником. Столкнувшись с косностью местной администрации, которая избегала инноваций, Аппиани активно взялся за модернизацию города. Благодаря ему в Тревизо была основана первая городская телефонная компания, модернизировано освещение улиц, появилась городская трамвайная сеть, исследовалась идея соединения железной дороги Тревизо-Остилья и Витторио-Понте-нель-Альпи.

В 1909-1910 годах он поддерживал левый союз светской и социалистической буржуазии, способствовавший успеху народного блока на муниципальных выборах.
Тесно общаясь со своими рабочими Аппиани понял, что сельские католические массы заняли враждебную позицию по отношению к светскому буржуазному правящему классу. На политических выборах 1913 года (первых после введения всеобщего избирательного права для мужчин) Аппиани удивил всех, отказавшись от либеральной демократии и выдвинув свою кандидатуру при поддержке священнослужителей и Народной партии.
Аппиани занимал должность члена Высшего совета промышленности и торговли и был почетным президентом кооперативов и обществ взаимопомощи граждан. Ему присвоено звание рыцаря и командующего ордена короны Италии. Основанное им благотворительное общество — L'Istituzione Pubblica di Assistenza e Beneficenza "Appiani-Turazza" действует по сей день.
С лета 1873 года Аппиани начал реализацию амбициозного плана, конечной целью которого было строительство современного промышленного центра.

Прежде всего, он основал завод по производству кирпича — Fabbrica laterizi e fornaci Sistema Privilegiato della Ditta Appiani e C. — в районе Тревизо площадью около 45 000 м², который ранее занимали печии Баттистелла.

Благодаря инновациям Аппиани удалось создать собственный бренд сначала в производстве кирпича, а затем в производстве керамогранитной плитки для полов и стен как на национальном, так и на международном уровнях.
Вилла Аппиани. Разрушена в годы войны
Эта деятельность принесла ему награды на международных выставках и позволила интенсивно работать в социальной и политической сфере.
Основанная им в Тревизо в 1873 году компания Ceramica Appiani занималась производством фризов, плитки и кирпича, за что получила многочисленные награды в Италии и за рубежом. В начале 1900-х годов компания перешла к производству продукции из глины по новой системе обработки материалов и выпустила первую серию цветной керамической плитки.
В 1930-40-е фабрика выпускала продукцию, которая использовалась для отделки казарм, ангаров, больниц и вокзалов. После военных событий началось производство знаменитого «красного камня», которое стало отличительной чертой компании во время реконструкции и экономического бума.
В 1960 году семья Аппиани начала политику обновления и наладила сотрудничество с такими дизайнерами как Джо Понти и Помпео Пьяниццола (Pompeo Pianezzola). В последующее десятилетие был построен инновационный завод по производству глазурованной керамогранита по эксклюзивной технологии «обжига одним прессом».
В 90-х годах семья Барделли, известный в отрасли бренд, приняла бразды управления компанией и, восстановив её древние традиции, наладила производство керамической мозаики. В 2000 году провели полное обновление производственных предприятий, внедрили современную автоматизацию и компьютеризацию.
В наши дни Appiani входит в группу Altaeco вместе с тремя другими компаниями — Ceramica Bardelli, Gabbianelli и Ceramica Vogue и, оставаясь в рамках своей исторической традиции по производству керамики, заново открывает очарование такого древнего материала как мозаика, предлагая решения для создания многокомпонентных поверхностей и полихромных фонов.
Деревня Эдем
«Все, добираясь кто пешком, кто на кабриолетах, кто на трамвае, — по вечерам стекались на прогулку в освещенный огнями район, именуемый Эдем. Здесь их ждали игры в шары, катание на коньках, танцевальные вечеринки, кино и фейерверки, световые шоу, концерты с таинственными инструментами, стенды для стрельбы по голубям, светские вечера, открытые для всех благодаря министрам или знатным представителям Королевства».
Джанлука Марино «Аппиани и Тревизо»
«Деревня Эдем» — это район Тревизо, расположенный между западными стенами исторического центра и районом Сан-Джузеппе.

Он был построен в начале двадцатого века промышленником Грациано Аппиани с целью осуществления городского и социального проекта в пользу тех рабочих, которые переехали в город из сельской местности и соседних стран, чтобы трудиться в его компании.
Урбанистически инициатива предполагала развитие города Тревизо на западе, между стенами и древним центром Сан-Джузеппе, рядом с небольшой железнодорожной станцией Порта Кавур на линии Тревизо — Виченца.

Амбициозный проект, направленный на воплощение в жизнь идей экономиста и социолога Джузеппе Тониоло, включал в себя несколько десятков единиц жилья для сотрудников фабрики Аппиани, театр Eden, кафе, винокурню и линию городской трамвайной сети.
Историческая справка

Джузеппе Тониоло (Giuseppe Toniolo, 1845-1918) — экономист, социолог и один из главных героев итальянского католического движения. Причислен Римско-Католической Церковью к лику блаженных.

Исследуя экономику средневековой Флоренции Тониоло рассчитывал найти экономическую модель, которую можно было бы применить и в современное ему время. Он мечтал о демократическом устройстве общества, в котором сотрудничество между различными корпорациями декоративно-прикладного искусства принесло бы и благосостояние рабочих, и христианскую гармонию.

Сторонник свободной торговли, Тониоло, с другой стороны, был убежден, что финансы играют важную роль в реальной экономике и никогда не должны служить для обогащения исключительно класса избранных.

В непосредственной близости от завода компаний Appiani и C. были построены двухэтажные дома на 6 и 14 квартир. Каждый из них имел собственную красивую входную дверь и небольшой задний двор, где семьи могли бы огородничать.

Фасады и интерьеры этих зданий были декорированы двухцветной глазурованной керамической плиткой и элементы из кирпича — продукцией самой фабрики. Эта же плитка украшала зону вокруг дверей, плинтусы первого этажа и шла полосой между этажами и карнизом. Кирпичные элементы наверху зданий составляли непрерывную балюстраду, украшенную терракотовыми неоклассическими статуями.
Театр «Эдем», созданный по инициативе Грациано Аппиани, сохранился. Его отреставрировали в 1999 году и он действует по сей день. Он был построен в актуальном для своего времени стиле «либерти» (модерн) и оснащён передовыми технологиями. Именно здесь кипела светская жизнь: показывали новомодное кино, устраивали танцы и катание на коньках.

Полы в театре выложены знаменитой исторической трехцветной плиткой из керамики насыщенного красного, синего и поддерживающего их белого цветов.
С помощью кафе Аппиани попытался объединить городскую буржуазию и местное сообщество, которое могло бы проводить время, наслаждаясь концертами под открытым небом, популярной игрой в шары, танцами и фейерверками.
Закат династии
Последний представитель семьи Аппиани по мужской линии — Грациано Аппиани — внук основателя династии — умер в Тревизо в 2005 году в возрасте 81 года. Грациано приходился сыном Этторе Аппиани, у которого кроме него было ещё четыре дочери.
Грациано служил чиновником в Инспекции сельскохозяйственной моторизации и не занимался керамикой. В последние дни своей жизни он передал в музей Тревизо портрет своего деда и тезки Грациано Аппиани.
Поделиться в соцсетях
Made on
Tilda