Теплым летним днем мы встретились с генеральным директором и совладельцем компании «Еврострой» Оксаной Кравцовой на террасе жилого комплекса Привилегия — центра притяжения светской жизни Крестовского острова, чтобы поговорить о том, как в наше время рождаются объекты элитной недвижимости, призванные стать частью культурного наследия Петербурга.


Интервью с совладельцем и генеральным директором ГК «Еврострой» Оксаной Кравцовой

интервью с экспертами рынка

S.M — Что такое для строительной компании специализироваться на элитном жилье в одном городе? Как вы пришли к этому? Какие ограничения это накладывает и какие преимущества дает?
О.К — Работая на рынке элитного строительства, уровень личной ответственности руководителя компании крайне велик, ведь ты лично отвечаешь перед клиентами за конечный результат и твоя задача — превзойти их ожидания. С другой стороны, это дает огромную возможность для творчества. Мы с мужем / → Валерием Кравцовым, основателем и президентом ГК «Еврострой», прим. ред./ неоднократно пытались уйти в комфорт-класс, но каждый раз понимали, что нам это не интересно. Если в элитных проектах мы участвуем буквально в каждом действии, начиная от разработки проекта, планировки квартир, архитектуры, внутреннего дизайна, то эконом-класс творчества не подразумевает в принципе.
Заниматься строительством элитного жилья в одном городе можно и нужно. Однако если ты работаешь только в элитном сегменте, то, естественно, становишься заложником покупательской активности. Поэтому мы пошли еще в две ниши: занялись инвестиционными апарт-отелями и премиум-классом — у нас есть несколько таких объектов. Ситуация на рынке показала, что это было абсолютно правильным решением.

Возвращаясь к элитным проектам, когда на рынке происходит турбулентность, часто можно заметить резкое снижение цен. Для нашей компании это неприемлемо. Какими бы сложными ни были времена, цены должны быть фиксированными, чтобы не подвести клиентов, которые купили квартиры на ранней стадии строительства. Ведь в случае необходимости они могут очень быстро и выгодно продать свою квартиру. Это крайне важно. Это гарантия сохранения и преумножения их капитала.
Этим летом мы открыли продажи в клубном доме «Приоритет» в сердце Петербурга — однозначно самом сложном объекте в городе, расположенном на набережной Невы. Другой наш элитный объект — ЖК «Привилегия» на Крестовском острове — в свое время «взорвал» весь город. Это нечто новое, как признают и московские, и петербургские коллеги. Когда ко мне приезжал господин Полонский, компании которого в свое время принадлежал земельный участок, на котором построена «Привилегия», он с первых минут заявил: «Ну, в Петербурге научились строить». Он с большой компанией провел, наверное, часа четыре в нашей прекрасной сигарной, восхваляя проект. Приятно слышать от коллег такие комплименты.
В свое время, когда мы познакомились в Москве с главой компании «Пионер» господином Грудиным, он тоже сказал: «Ребята, нас восхищает то, что вы делаете в Петербурге! Не знаем, замахнулись бы мы на этот сегмент, потому что это такая колоссальная ответственность».


↑ ЖК «Привилегия»
Русский покупатель сильно отличается
от европейского, а петербуржский —
от московского.
Оксана Кравцова
K.B— Это чистая правда! Наш клиент очень искушенный, он много путешествует, у него может быть жилье и в Америке, и в Монако, и в Лондоне. Но нам повезло, потому что мы с мужем тоже увлеченные люди, и постоянно путешествуем. Неотъемлемая часть наших поездок — посещение элитных объектов Европы и Азии. Мы смотрим, учимся, адаптируем интересные решения под наш рынок.
Именно так получилось с «Привилегией». Нас сильно вдохновил One Hyde Park в Лондоне. Мы посетили этот объект и ряд его преимуществ воплотили в «Привилегии». Однако русский покупатель сильно отличается от европейского, а петербуржский — от московского. В Москве, например, практически вся элитная недвижимость приобретается с отделкой и меблировкой. Наш клиент не сильно готов к такому.
s.m Чтобы занять и удерживать нишу элитного жилья, нужна большая смелость. Риск в том, что ваши клиенты — люди требовательные, искушенные. Они путешествуют по миру, многое видят, живут в роскошно декорированных отелях, отличают хорошее жилье от плохого. По сути вам нужно предвосхитить их ожидания, чтобы их сердце осталось в вашем доме.
S.M —
О.К —
↑ ЖК «Привилегия»
↑ Клубный дом «Приоритет»
S.M — Недавно мой партнер пригласил меня на консультацию в клубный дом в Ордынском тупике. Большой процент квартир там покупают европейцы, и все идут с отделкой. Но что для европейцев естественно, для нашего клиента все еще риск.

О.К — Да, это большой риск. Как бы ты ни пытался создать идеальную планировку, зачастую покупатель все равно сделает свою. С дизайном мы угадаем, сомнений нет. Мы чувствуем, что нравится нашим клиентам. Но как угадать с количеством комнат и назначением помещений? Кому-то нужен кабинет, кому-то кинотеатр, а, например, большой семье — три детские.
S.M Какой именно стиль интерьера, на ваш взгляд, подходит вашим клиентам? К примеру, мне приходит на ум ар-деко. Потому что этот стиль вызывает ассоциации с роскошью, богатством и статусом.

О.К —Наши клиенты очень любят ар-деко. В проекте Esper Club мы изменили направление и сделали ар-нуво. Оно отличается большей пластичностью линий, а в декоративных элементах преобладает цветочный орнамент.
↑ ЖК «Привилегия»
S.M — Когда мы посмотрели ваш строящийся объект, то захотелось сказать «вау», настолько это впечатляет.

О.К — Создание облика Esper Club было незабываемым творческим процессом. Все началось с фасадов. Мы долго обсуждали их вид с архитектором Евгением Подгорновым, объясняя, что хотим абсолютно эксклюзивный объект, который со временем станет памятником архитектуры.
Получился смелый архитектурный проект, и мы задумались, каким сделать дизайн внутренних помещений, чтобы входная группа не входила в диссонанс с фасадами и при этом удивляла и восхищала. Я объявила в Фейсбуке открытый конкурс и один из подписчиков подсказал: «Оксана, а почему бы не попробовать поработать с ар-нуво?». И «Студия 54», руководствуясь принципами и решениями этого европейского стиля, создала то, что нас заинтересовало.

S.M Признаться, я уже впечатлен Esper Club. Из новых домов, построенных в Петербурге, он, пожалуй, один из самых красивых: выглядит цельным, законченным, эстетским и органично вписывается в городской ландшафт.

О.К — Радостно, когда делаешь подобный проект. К примеру, несколько лет назад о «Привилегии» многие коллеги ехидно говорили: «Ну, рендеры у вас самые красивые в городе. А вот посмотрим, что по факту получится!». По факту получилось великолепно. И когда сняли леса у дома Esper Club, мы поняли, что он получился еще красивее, чем на рендерах.
S.M — Наверное, ни для кого не секрет, что в плане современной архитектуры мы значительно отстаем от того же Лондона, Сингапура, Гонконга. Что из мирового опыта вы адаптируете для своих проектов?
О.К — Мы были во всех городах, которые вы перечислили. Когда мы едем куда-то, то обязательно составляем план поездки, чтобы посмотреть самые лучшие объекты, созданные архитекторами на сегодняшний день. В Лондон мы ездили минимум каждые семь месяцев. Дизайн входной группы «Привилегия» разработало английское архитектурное бюро Lees Associates, в котором работает наш сын. Это бюро возглавляет английский лорд, современный молодой человек, потомок старой Англии.
Что касается современной архитектуры, тот здесь безусловно мы отстаем. Но хочу сказать, что Петербург стоит особняком. При всей любви и уважении к Москве, мы смогли сохранить свою аутентичность и гармонию изначально заложенной архитектурной концепции. Говоря об архитектуре нашего города в целом, если ты в ней вырос и живешь, то у тебя восприятие этой гармонии развито естественным образом.

S.M — Я заметил, что в Петербурге, в отличии от Москвы, к строительству подходят иначе. В Москве много точечной застройки, которая не идет городу в плюс. Исторический центр небольшой, красивых домов осталось мало.
О.К — Да, идешь по какой-нибудь улочке Москвы в центре и видишь, что тут сохранился исторический дух. Потом поворачиваешь за угол, и там тебя встречает что-то двадцатиэтажное.
↑ Esper Club. Детали фасада.
S.M — В Петербурге, наверное, еще больше приходится учитывать культурный контекст? Сам город, по сути, обязывает связывать современное с историческим.

О.К — К сожалению, это получается не у всех, и не всегда, но мы как застройщики стараемся. Недавно мимо дома Esper Club проезжал режиссер Александр Сокуров. Он посмотрел и сказал: «Ребятам бы весь Крестовский остров отдать, тогда бы он выглядел совсем по-другому».
Было бы правильно осваивать город локальными зонами. Но это сложно, многие земельные участки находятся в частной собственности, а особняки, которые когда-то были приватизированы, пришли в удручающее состояние. Меня, конечно, очень беспокоит центр города. Если всё сложится, в будущем у нас появятся два новых объекта с глобальной реконструкцией шедевров архитектуры прошлых лет.

S.M Ваша компания создана в 1996 году. Как за это время изменился рынок?

О.К — Существенно. Если раньше в хорошем месте можно было построить все, что угодно и хорошо продать просто благодаря локации, то сейчас покупатели стали более взыскательными и требовательными. Тем не менее, и в нашем сегменте рынка есть покупатели, для которых первоочередной является цена, а не качество продукта.
Еще одно важное изменение — востребованность высококачественного сервиса. Мы это чувствуем, потому что мы сами — часть рынка. Мы не только создаем продукт, мы еще и живем в наших домах, общаемся с соседями и задаем новые стандарты.

↑ → ЖК «Привилегия». Детали интерьера
K.B— У нас много постоянных покупателей, ставших нашими друзьями. Еще в «Олимпийской деревне» (наш первый опыт) мы обросли пулом клиентов, которые потом переехали в «Привилегию». И если в «Привилегии» кипит модная светская жизнь, то «Олимпийская деревня» — тихая, спокойная, домашняя, уютная. Некоторые жители предпочитают именно это. Esper Club — это клубная история. Там люди хотят свести общение к минимуму по принципу «мой дом — моя крепость». Да, он статусный, красивый, в хорошей локации, с хорошей инфраструктурой и экологией. Но владельцы таких квартир предпочитают приватность. Кто-то вообще не хочет, чтобы знали, что он здесь живет.
Все наши клиенты абсолютно разные, но 80% — это бизнесмены и их дети. «Привилегия» с этой точки зрения получилась у нас очень молодой. Здесь проживает много детей предпринимателей, которые уже вошли в семейный бизнес или построили свой. Средний возраст — 40−45 лет, у многих по трое детей.
Это простые в общении, приятные и харизматичные люди. Есть и спортивные звезды мировой величины. Например, Артемий Панарин. Когда он приезжает, то выходит во двор «Привилегии» и собирает вокруг себя детвору. То в футбол играют, то пресс качают, то отжимаются. Вот такая абсолютно здоровая обстановка.









s.m Для кого вы строите, кто ваш покупатель?
Почему они приобретают у вас квартиры?
S.M —
О.К —
Среди покупателей много московских клиентов, в том числе моих друзей, которые не собираются переезжать в Петербург. Они просто приехали в город, им понравилась «Привилегия» и они купили себе тут квартиру. Такие люди приезжают на выходные — сходить в Эрмитаж, в Мариинский или Михайловский театр, погулять, посидеть на террасе и потом вернуться в Москву. Для них важно жить не в отеле, а в своей квартире.
Есть очень обеспеченные москвичи, купившие и в «Привилегии», и в Esper Club практически целый этаж. Приехали в гости к другу на день рождения, увидели дом и влюбились. Это ценители, как мы их называем, трофейной недвижимости. Они скупают её по всему миру. Один из них мне рассказывал, что все его квартиры в Нью-Йорке, в Лондоне и других городах устроены по единому принципу вплоть до мелочей: шкафы, полки, халаты и полотенца — всегда находятся на одном и том же месте. Его позиция проста: «Я не хочу ехать в гостиницу и собирать чемоданы. В каждой квартире есть все, чтобы я чувствовал себя дома в любой точке мира».
↑ ЖК «Привилегия»
S.M — Насколько я могу судить, количество элитной недвижимости и возможности застройки ограничены.
О.К — В Петербурге с этим проблема, количество земельных участков для реализации элитных объектов ограничено. Сейчас мы рассматриваем работу с проектами капитального ремонта и реконструкции. Но там свои подводные камни. Например, ты не можешь создать подземный паркинг. Если в Европе везде есть подземная парковка (меня, например, все время удивляет десять подземных этажей в Монако), то у нас в Петербурге это невозможно сделать.
S.M — Это связано с отсутствием технологии строительства или с самой землей?
О.К — С землей. Да, у нас такие сложные грунты, что здесь какую технологию ни применяй, не сможешь укрепить целый квартал — пойдет осадка у соседних домов.
↑ Клубный дом «Мадонна Бенуа»
S.M — Каждый ваш проект связан с какой-то концепцией. Откуда пошла эта традиция? Как вы их находите?
О.К — У каждого объекта она уникальная, поскольку каждый наш объект — как ребенок. Все рождаются в одной семье, все хорошие, замечательные и все разные.
Как получилось с клубным домом «Мадонной Бенуа»? Мы выяснили, что архитектором здания был Логин Шретер, и когда я начала читать его историю, узнала, что он приходился внуком архитектора императорского двора — Леонтия Бенуа. Позже мы выяснили, что Бенуа принадлежала картина «Мадонна с цветком», которая теперь выставляется в Эрмитаже. В этот момент у меня сложилась внутренняя картина. Я поняла, что это не совсем обычный объект капитального ремонта, каким бы сделало его большинство.
Благодаря «Фейсбуку» мы познакомились с Петром Фильчаковым, который оказался внуком архитектора Шретера. Вот так получается, ты сохраняешь и наследие прошлого, и рассказываешь историю о прекрасных людях, которые жили и творили в нашем городе. Так родилась идея сделать новое прочтение старых традиций.
У Esper Club другая история. Мы хотели создать памятник архитектуры в уникальной локации.
В «Привилегии» все хотят общаться. Я прихожу вечером и вижу, как здесь кипит жизнь. В комплексе создана инфраструктура, которой можно пользоваться, не выходя на улицу: салон красоты, бар с авторской кухней, библиотека и цветочный бутик, в будущем откроется фитнес-центр с 25-метровым бассейном.
«Приоритет» мы позиционируем как дом для джентльменов. Это действительно трофейная недвижимость. Он меньше подходит для жизни с детьми. В «Привилегии» у нас огромная территория и набережная, а там центр города. Но виды совершенно фееричные. Ни одна из фотографий не передает того ощущения, которые испытываешь вживую, находясь в «Приоритете».

Каждый наш объект — как ребенок. Все рождаются в одной семье, все хорошие, замечательные и все разные.
Оксана Кравцова
S.M — Значит концепция меняется от проекта к проекту?

О.К — Да, каждый дом самобытен и индивидуален. Когда ко мне приходят клиенты и спрашивают: «А ты сама где будешь жить?» или «Какой объект у тебя самый любимый?» — я отвечаю: «Если у тебя четыре ребенка, как можно сказать, кто самый любимый? Я их всех люблю и обожаю».
S.M Если все проекты такие разные, то что их объединяет?

О.К — Безупречное качество, продуманность до мелочей и сервис. Вот что для нас крайне важно. Мы, наверное, первыми в Петербурге обратили внимание на сервис после сдачи объекта в эксплуатацию. Ведь одно дело — построить, а другое — чтобы люди получали удовольствие от проживания.
K.B— В домостроении вообще все очень сложно. С одной стороны — проработать внешний облик дома, с другой — соединить все применяемые технологии и инженерные решения в единое целое.
Что касается материалов, которые мы используем, то они должны быть высшего качества. Если вы обойдете комплекс «Привилегия», то увидите, что дорожки вымощены натуральным камнем. Это дорого и многие застройщики, к сожалению, хотят сэкономить на таких вещах. Но в результате люди понимают, почему в «Привилегии» дороже, чем в доме через дорогу.
У нас на декоративных панелях в общественных пространствах использовался настоящий рояльный лак. Такого нет ни у кого. Что касается Esper Club, то муж сам отбирает материалы собственноручно. Нам предлагали керамогранит с принтом под камень, который обычный обыватель и не отличит. Но мы-то об этом знаем, поэтому решили «Нет, только натуральный камень».
Наверное, таких фанатов своего дела как мы больше нет. Мы сами участвуем во всем процессе от начала и до реализации объекта. Во многих компаниях, достигших определенного уровня, руководство, как правило, перекладывает основную работу на топ-менеджеров. Мы неоднократно пробовали это сделать. К сожалению, не получается. Как только приходит человек с чисто рабочим подходом, весь креатив и творчество уходят, душа пропадает. Мастер же не просит подмастерье дописать за него картину: «Я тут канву набросал, а ты теперь светотени наложи». Не получится. Вот и у нас также.
s.m А в чем для вас выражается качество? Речь о технологиях или выборе материалов?
S.M —
О.К —
↑ ЖК «Привилегия»
S.M — Вероятно и ваши заказчики, много путешествуя, тоже отличают мрамор от имитации. И поскольку вы задали планку качества, приходиться ей соответствовать.

О.К — Мы ее и держим. Вспоминаю забавный случай, как один собственник крупной строительной компании мне говорил: «Зачем вы так изгаляетесь? В договоре написано „камень“, но нет уточнения, какой и сколько. Можно же сделать из натурального камня один портал на объекте, и все». Такой подход распространен. Поэтому здесь исключительно личные ощущения, если хотите. Мы по-другому не можем.
S.M Какие еще эксклюзивные декоративные решения вы используете? Вот, например, гобелен в доме «Привилегия»?

О.К — Да, гобелены мы с мужем очень долго искали в Париже. У нас много таких арт-объектов в жилом комплексе. Одно дело — сделать потрясающий дизайн, а другое — чтобы человек почувствовал, что здесь есть душа и не хотел отсюда уходить. Мы постоянно что-то добавляем, чтобы жители чувствовали себя как дома не только в квартире, но и на всей территории комплекса.
↑ Клубный дом «Приоритет»
Одно дело — сделать потрясающий дизайн, а другое — чтобы человек почувствовал, что здесь есть душа и не хотел отсюда уходить.
Оксана Кравцова
S.M — А как строится ваша работа с архитекторами?
О.К — Наш главный архитектор — это Евгений Подгорнов — потрясающе талантливый, открытый и коммуникабельный человек. Мы сдружились, очень его любим, нам с ним очень легко работать. Мы друг друга хорошо чувствуем.
S.M — Какова при таких отношениях свобода архитектора?
О.К — Мы знаем, что он человек с хорошим и тонким вкусом, поэтому, если он говорит: «Нет. Надо так», мы к нему обязательно прислушиваемся. Но и он к нам прислушивается. У нас получился хороший тандем, мы на одной волне. Думаю, что и ему с нами легко работать. Его супруга, прекрасная певица и актриса Лариса Луста неоднократно нам говорила: «Мы рады, что вы в нашей жизни появились! С вами у Жени настоящее творчество».
↑ ЖК «Привилегия»
S.M — Как вы формулируете свою миссию?
О.К — Все, что мы делаем, мы делаем с большим уважением к Санкт-Петербургу и людям, живущим в нашем городе. Вот это основная миссия. У нас нет задачи продать, уговорив всеми доступными способами.
S.M — Насколько я знаю, много поколений вашей семьи жило в Петербурге?
О.К — Санкт-Петербург — это мои корни, часть меня. Мне как-то приснился сон, что мы почему-то эмигрируем. Во сне у меня прямо дыхание перехватило, и я поняла, что без Петербурга не смогу. Какое счастье, что сейчас можно путешествовать по всему миру, зная, что ты вернешься домой. Я понимаю эмигрантов, у которых случались депрессии из-за разлуки не только с близкими людьми, но и с любимым городом. Для меня город — это живой организм, член семьи и часть меня. Жить где-то в другой точке мира я точно бы не смогла.
Мои дети однозначно закончат школу в Петербурге и если уедут куда-то получать высшее образование, то с целью вернуться обратно в наш город. Многие хотят отправить детей в Европу (там дескать все хорошо, а здесь плохо). У нас такой задачи нет.
Преобразование города и страны начинается с тебя. Ты можешь сколько угодно жаловаться и кричать, как у нас все плохо. А можешь пойти и убрать мусор или помочь детскому дому, обездоленным старикам. Мы с радостью все это делаем. Начни с себя: что ты можешь изменить? Один человек может многое. Хотя бы не оставить после себя мусор. Это уже хорошо.


↑ Оксана Кравцова на строительной площадке ЖК Привилегия. 2016 год
S.M — У вас интересная метафизическая роль. Вы здесь родились и продолжаете развивать и преобразовывать город, сохраняя и улучшая то что уже есть.
О.К — О, мне крайне повезло. Я родилась на Фонтанке, 2, напротив Летнего сада. Всё мое детство прошло в этом совершенно потрясающем месте. Я даже представить себе не могла в 18 лет, что мы будем строить такие серьезные и знаковые для города дома. Иногда я думаю: «Ничего себе! Петербург так мне доверился, что дал такую возможность». Я ему за это очень благодарна. Поэтому никогда в нашем городе мы не сделаем ничего, что могло как-то негативно сказаться на его облике. Мы все делаем с любовью к городу и его жителям.
S.M — Что бы вы пожелали читателям вашего интервью?
О.К — Я бы пожелала каждому внутренней гармонии. Это самое главное. Потому что у тебя может быть какое угодно количество денег, большая семья, ты можешь быть здоров, известен, талантлив. Ты можешь творить уникальные вещи, но, если у тебя внутренний разлад и нет внутренней гармонии — все происходит не так, как должно.
Как научиться жить в гармонии? Мне кажется жизнь она достаточно простая вещь и ее просто не нужно усложнять. Делай что должен и получится то, что должно получиться. Как только ты начинаешь излишне рефлексировать, начинаются проблемы с близкими.
У нас в семье все очень просто. Все друг друга любят, никто не заставляет делать то, что другому не хочется. Сейчас оба моих ребенка закончили на круглые пятерки очередные классы. Хотя в их обучение я практически не вмешиваюсь. Я целыми днями на работе, они — на учебе. Их никто не заставляет, не ругает. Если Федя принесет домой тройку (а такого я даже не помню) он, наверное, умрет с горя. Я ему скажу: «Феденька, ну ты чего расстраиваешься? Это же такая ерунда, такой пустяк!».
Поэтому мне кажется, нужно как можно проще относиться к этой жизни. Она единственная, второй не будет, пережить ее заново невозможно. Однажды на Фонтанке у бабушки я нашла книгу с подписью: «Деточка, проживи жизнь так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Наверное, это самое правильное, что можно пожелать.



Материалы для публикации предоставлены ГК «Еврострой»

За помощь в подготовке и организации интервью благодарю Игоря Семенова, Валерию Ефанову.