25.10

Триумф случая
и проницательного поведения

Радостно и легко, как полноправная наследница, она черпает из русского авангарда и советского ар-деко образы, формы, линии и цвета. Взлетают в бесконечную синеву легкокрылые планеры и самолеты, скользят в морозном хрустале целеустремленные конькобежцы. Архитектор, модельер, художница. Ей покорились Москва, Париж, Лондон и Равенна. С ней сотрудничали Слава Полунин и Dior. Алые рубины кремлевских звезд стали ее фирменным знаком, превратившись в эпатажные броши-звезды. Ольга Солдатова, живая легенда, у которой нам удалось выведать, как поймать и приручить удачу. Вдохновляющего чтения!

Интервью c художницей
Ольгой Солдатовой

2023
{
}
Ольга Солдатова
}
{
Родилась в 1965 году. Окончила Московский архитектурный институт, обучалась искусству мозаики в Равенне. В 1990-х одной из первых начала работать как подчеркнуто авангардный дизайнер. Большинство ее работ строится вокруг советской символики, которую она переносит на современные материалы и приспосабливает к повседневной жизни. Мозаика — главный объект экспериментов Солдатовой: она складывает полотна из бисера, смальты и камня. Работая в разных городах, от Гонконга до Парижа, Солдатова долгое время была арт-директором по аксессуарам крупной китайской фирмы, оставаясь одним из ведущих дизайнеров 1990–2000-х — Пако Рабанн однажды назвал ее «кутюрье XXI века».
S.M
Вы — очень энергичный человек. Всё время в процессе, всё время что-то делаете. Даже цвет автомобиля у вас яркий, красный.
О.С
Да. Я верю в триумф случая и проницательного поведения. У меня всегда это было.
Вот одна история. Когда я училась в МАРХИ, нам была важна стипендия. Летом можно было сразу на море ехать на эти деньги. Довольно хорошо. Где-то на четвертом, по-моему, курсе, я сделала проект города для факультета градостроительства. Очень авангардный — из таблеток и фольги. Все приходили смотреть. Вдруг глава комиссии берет и ставит мне два. Два за проект означало итоговую тройку. Получилось, что я лишилась стипендии на полгода. Я хорошо училась и поэтому дико расстроилась. Мои преподаватели потом меня успокаивали: «Странный он, проект-то хороший!».
В тот же год я стала собирать браслеты. Нанизывала всё подряд: оловянных солдатиков, булавки, блестящие штучки. Их заметили, и пока у меня не было стипендии, в Париже, Берлине и Копенгагене мои браслеты продавались за безумные деньги. Три стипендии за один браслет. А делала я их много.

S.M
То есть стипендию заменила другая статья доходов.
О.С
Да. Дальше история продолжилась. Дело идет к диплому, и тут меня вызывает самый интересный, самый лучший профессор Евгений Сергеевич Русаков, который всегда брал только отличников, причем одного на курс. У меня сердце замирает, а он предлагает: «Давай я буду у тебя руководителем диплома, и сделаем что-нибудь такое, как тот проект, за который тебе поставили двойку». Самый крутой профессор, к которому все хотели бы попасть, приходил и отдельно меня консультировал. Просто из-за того, что тогда я получила два.
Со-куратором у меня был Александр Скокан и для моего проекта реконструкции района Остоженки мне позволили взять готовый вычерченный проект (синьку) под основу. Тогда никто этого не делал, а мне разрешили. Получился очень эффектный, покрашенный золотой краской проект, из-за которого меня потом пригласили в Париж.

S.M
Одна удача потянула за собой другие.
О.С
Кто не рисует, тот не пьет шампанское. Так что ещё в архитектурном я слыла авангардистом.
S.M
После обучения архитектуре вы достаточно быстро ушли в моду.
О.С
Когда я закончила институт, половина друзей уже уехала. Это были 1990-е. Тогда шесть лучших учеников отобрали и по обмену отправили в Высшую национальную школу архитектуры Париж-Бельвиль. Я жила в Париже в семье архитекторов и прошла там курс.
Когда вернулась, здесь мне как-то не захотелось работать архитектором. По сравнению с Францией, тут не было возможностей. Это сейчас они появились. Тогда же многие мои сокурсники уехали в другие страны, в Германию, например, и сделали там карьеру. А я ушла в свободу.
Захотела стать модельером и пошла на Ламановский конкурс вместе с подружкой. Это профессиональный конкурс, и меня ни в какую не брали. Зайцев меня взял потому, что он любит архитекторов. Я показала ему свой альбом, и он сказал организаторам: «Почти все модельеры — архитекторы по образованию. Пусть она пойдет».
Услышала про конкурс модельеров, приняла участие и проснулась знаменитой. Утром еду в метро, все читают «Московский комсомолец», а там фото моих моделей: «Слава зажигает звезды». Меня стали часто показывать по телевизору, и я не могла уже ездить в метро — стали узнавать.

У меня вся карьера связана с Западом. Когда первый раз русские выставились на Maison & Objet, французы выбрали нас, шесть человек из 250. Тогда я победила благодаря тому, что меня заметила Мадам Рюки. Меня всегда звали во Францию, и до пандемии я выставлялась там каждый год.
В 2019 году у меня была персональная выставка в галерее Софи Эббот рядом с Саатчи в Лондоне. Одна из моих любимых выставок, всё почти скупили с вернисажа. Это был период, когда коллекционеров на автобусах возили из галереи в галерею. Один незнакомец купил метровый акварельный самолет. Тогда я ещё раз поверила в себя как акварелиста. Продажи меня всегда радуют тем, что это признание. Не заставишь человека покупать, если ему не нравится.
Мне всё лучше удавалось, когда я жила на два, а иногда и на три дома — в Париже, и в Москве. Тогда я в два раза больше всего успевала делать и много летала, меня даже начали узнавать стюардессы.

S.M
Расскажите, как вы сделали сумку для Dior.
О.С
В 2011 году меня пригласили поучаствовать в проекте Lady Dior. Они позвали лучших фотографов, музыкантов, художников, каждый из которых сделал свою интерпретацию культовой модели. Игги Поп снялся тогда в женском образе с сумочкой Dior в руках. Из русских взяли меня. Помню, как мне диппочтой прислали для неё подлинную фурнитуру, как ко мне на дачу приезжал Эрве Михайлов — правая рука Бернара Арно.
Моя войлочная сумка «Русская зима» много лет путешествовала по всему миру, по всем столицам. В 2022 её привезли в Москву. Сумочка до сих пор в чудесной сохранности. Но что самое странное — меня в этот раз не пригласили на открытие, я пришла как обычный зритель. Я не поняла, как это возможно. Когда я выставлялась в 2003 на Maison & Objet, нас торжественно встречали в Париже, устроили прием в посольстве, показывали по ТВ и я привыкла к такому отношению.

S.M
Для создания костюмов вы также использовали непривычные материалы?
О.С
В советское время, когда я занималась модой и ездила на серьезные конференции, модельеры меня спрашивали: «А вы модельер по чему?» Я отвечала: «По своему желанию». «Нет-нет, — переспрашивали, — по коже, по трикотажу?» Меня такие вопросы, конечно, веселили.
Я потому и выигрывала конкурсы, что всегда применяла неожиданные техники. Как-то на Таганской кольцевой обратила внимание на солдат и матросов в круглых, словно нимбы, рамах. Я подумала: «Это же бисер!» Сделала вышивку по печати на ткани. Никто тогда не догадывался печатать рисунок на вечерних костюмах, а я это использовала. Получилось очень эффектно.
Мой самый любимый проект, касающийся моды, связан с именем режиссера Валентина Гнеушева. Для его программы в Старом цирке на Цветном бульваре «Вера. Одежда. Любовь» я делала костюмы с вышивками во всю спину и авангардные попоны слонам. Самыми эффектными были разноцветные телогрейки из ткани как фольга, которую я нашла в Лондоне. Спектакль получился хороший, но к сожалению, его не выпустили.

S.M
Как от моды вы перешли к искусству?
О.С
Я всегда дружила с художниками и архитекторами. Круг общения остался тот же, поэтому я предлагала идеи для их проектов. Одним из первых ко мне стал обращаться архитектор Дмитрий Великовский, спроектировавший дом 15 на Малой Бронной. Его дедушка Борис Великовский построил многое в Москве. Он тогда приглашал меня на разные проекты, я стала делать огромные мозаики.
Например, первая из больших работ, 410 на 132 см, досталась одному владельцу шахт. Я взяла шахтеров Дейнеки и выложила мозаику из бисера, полудрагоценных камней и янтаря.
Для клуба-ресторана «Метрополь» в гостинице «Россия» я сделала огромные бисерные плафоны.
Я всю жизнь между этими мирами. Мир архитекторов, мир художников и мозаичистов, мир дизайнеров костюмов — я везде между ними. Моя миссия, видимо, всё это объединять.
Я по-прежнему делаю украшения, работаю с конструкторами одежды. Иногда создаем что-то для фильмов. Чтобы выпускать коллекции, надо существовать как модельер. Нам, авангардным, было хорошо. Помню, как мы ездили с коллекциями по разным городам. Был такой концерн — молодежный журнал «Птюч» и они организовывали программы ди-джеев и модельеров. Я столько всего объездила. Когда я приехала в Вильнюс с коллекцией, где звучала тема советской символики (красные звезды, шинели, галифе и т.д.), думала, что эту тему сочтут вызывающей и освистают. Наоборот, меня там просто носили на руках, аплодировали.

S.M
Как вы работаете с дизайнерами?
О.С
Я работаю с архитекторами. Некоторые уже на стадии строительства приносили камешки: «Вот такого цвета будет стол, в такой гамме то и это». Ясно все диктуют обозначают, что надо делать. Мне нравятся такие рамки. Ужасно, когда просят: «Сделай что-нибудь».
S.M
Получается, определенные рамки и границы помогают творчеству?
О.С
Да, и ограничение по цвету. Однажды я сделала несколько огромных, три с половиной метра, панно в Куршевель. Из Парижа заказывали фуру, чтобы их туда довезти. Архитектор говорил: «Используй не бисер, а только камни, чтобы получилось грубо». И с каждым цветом боролся: «Не этот, а другой».
S.M
У вас очень много интерьерных мозаик из бисера, из камня.
О.С
Да, я уже успела сделать несколько бассейнов. Когда большой масштаб, то удобнее работать с фигурами. Их можно вмонтировать в мозаичный фон и получится единое панно.
Недавно работала над проектом с очень большими работами из искусственных драгоценных камней. Некоторые из них даже меняют цвет при освещении. Получилось прямо очень эффектно.
Я люблю бассейны с мозаикой. В 2022 меня пригласили разработать интересный, огромный проект для частного спортивного клуба. Наконец-то сделала мозаику на дне, где фигуры словно двигаются. Сейчас это моя любимая тема — благодаря движению воды кажется, что мозаика оживает.

↑ Фото: фитнес-клуб Flight
S.M
Какой вы используете бисер?
О.С
Больше всего люблю рубленый стеклярус, в народе его называют «рубка». Он максимально похож на мозаику.
S.M
С какими еще материалами вы работаете?
О.С
Смотря что за проект. Космическую стелу, гладкую-гладкую, но живописную, я отдавала мастерам. Что-то фактурное, 3D, небольшого размера, делаю я сама и совмещаю разные, казалось бы несовместимые материалы.
Сейчас вообще начала работать с наждачной бумагой, очень мне нравится, получается микро-мозаика. Сверху наношу акрил в несколько слоев, и эта живописная фактура хорошо сочетается с бисером.
Мне не раз предъявляли претензии: «Какой она художник? Не сама же всё делает». Во время пандемии я практически всё делала сама, нарисовала очень много акварелей.
Но в принципе, я считаю, что, как у архитекторов — надо быть автором. Главное — придумывать.
Много работ я сделала во время пандемии, выкладывала их в сообществе «Шар и крест», и они у меня разлетались. Евгений Шутко по эскизам моих наждачек сделал богатые по цвету гобелены и ковры. В октябре 2021 года в Галерее ковров и гобеленов Atelier Choutko прошла моя выставка «Авиалучизм».
Сейчас очень много частных заказов. В Лондон я придумывала нечто между световым табло и флорентийской мозаикой. Я очень люблю бывать на рынках материалов в разных странах. Меня переполняют идеи: сколько же всего можно из этого сделать.
Когда я занималась модой, то сначала выбирала ткани, а потом их компоновала. Так же и сейчас. Сначала беру материал, а потом уже придумываю, что с ним делать.

↑ Фото Atelier Chutko
S.M
Рынок материалов вдохновляет живыми фактурами?
О.С
Мне очень нравится, что там везде валяются какие-то кусочки металла, стекла, ещё что-то — словно мозаика. Недавно сосед принес очень много пустых капсул от таблеток — их использовали для каких-то эффектов, когда снимали кино. Я из них сделала самолет, и его купили во время «Шара и креста». Мозаику можно сделать из чего угодно.
S.M
Одни думают, что мозаика — это техника, другие — что это материал.
О.С
Не знаю. Я вот даже когда режу винегрет, думаю: «Это могла бы быть мозаика, что время терять?»
Мне кажется, всё — мозаика. После Равенны я стала видеть, что её можно сделать из всего. У меня стоит железный ящик, полный очень классной битой посуды. Для меня это тоже материал. Однажды я её перемелю и что-то сделаю. Помню, папа тоже ничего не выбрасывал, всё собирал. В советское время продавались такие дурацкие люстры «Каскад». Мама их любила. Он добавлял туда разноцветные стеклышки, и получалась совершенно другая люстра.

S.M
Повторное употребление, ресайклинг. Кстати, Марко Бравура тоже любит использовать такие вещи.
О.С
Да, у него в мастерской всё это лежит, и свои мандалы сейчас он делает из каких-то обрезков стекла. Именно в мастерской Марко Бравура я увидела, как аккуратно всё разложено по коробочкам.
S.M
Лом и сор могут послужить вдохновению.
О.С
Для выставки в музее Москвы один из моих любимых самолетов я сделала как раз из
кусков разноцветной наждачки. Я посмотрела на неё с разных сторон и она мне понравилась. Сначала я её не красила, а использовала готовую. Потом стала подкрашивать, из таких вот квадратиков получился самолет. На другой наждачке просто сверху разместила выбитые самолетики. Однажды получалась мозаика в акварели: сделала разные самолетики и покрасила.
Акварель была у меня всегда. В художественной школе я слыла акварелистом, в архитектурном всем делала отмывки. У меня единственной из всех студентов прошла персональная выставка акварели в Белом зале, там, где обычно преподаватели проводят свои выставки.
Сейчас сидеть и делать одну работу — не моё. Надо, чтобы было какое-то настроение. Как-то перед выставкой за одну ночь я сделала шесть больших акварелей.

S.M
Самолеты — основная ваша тема?
О.С
Они разные, разной формы. Начала, конечно, с дейнековских мозаик, там самолетов много, почти на всех панно они есть. Ещё одна тема — спорт. Там всё такое стремительное.
S.M
У вас есть какой-то план выставок или всё происходит спонтанно?
О.С
Когда как. Мне понравилось пространство галереи Евгения Шутко. У нас с ним проект с коврами и гобеленами. А так я каждый год ездила в Париж, почти ежегодно что-то выставлялось на Art Paris и на других выставках. Мои работы и на биеннале в Венеции, и где только не были.
S.M
Вы много путешествовали и много где жили. Есть ли места, где вы ещё не были?
О.С
Много где. Хотя в Европу уже как-то не хочется. 6 лет лет я прожила в Париже, но обратно не тянет, уже не то. Раньше он был очень солнечный, а сейчас дождливый. Вот куда-нибудь на острова, да. Я особенно запомнила путешествие на острова Фиджи. Меня пригласили туда с сыном в показательный, рекламный тур и это было потрясающе. С острова на остров мы перелетали на таких самолетиках, у которых, когда дверь закрывается, из окна дует. Куда-нибудь далеко хочется.
S.M
Вас вдохновляют экзотические места?
О.С
Наверно, да. В путешествиях и после них мне очень хорошо работается.
S.M
Приходят в голову новые идеи?
О.С
Даже не знаю. Когда отдыхаю, стараюсь особо ни о чём не думать. Потом, когда работаю, всё складывается как-то само.
Опять же, вспоминая бурную защиту моего диплома. Тогда выступил один из наших известных преподавателей — Никита Дмитриевич Кострикин: «Я сначала Солдатову терпеть не мог. Потому что даю задание на проект, все начинают что-то делать, а она берёт и куда-то исчезает. А потом раз, и в конце у неё один из лучших проектов. И сейчас я не люблю людей, которые сразу начинают что-то рисовать».

S.M
Особый творческий метод?
О.С
Который всегда нервирует галеристов. Потому что я всё всегда делаю в последний момент.
S.M
Как несколько работ за одну ночь?
О.С
Да-да.
S.M
Идет накопительный эффект и надо просто не мешать процессу.
О.С
После отдыха я могу очень быстро и плодотворно войти в ритм. Время идет в зачёт.
S.M
Кто хорошо отдыхает, тот хорошо работает.
О.С
Именно. Я как-то поняла, что не буду смешивать отдых с работой. Даже акварель не буду делать. Я лучше как следует отдохну, а потом как следует поработаю.
S.M
Вы учились мозаике в Равенне. Как это сложилось?
О.С
Равенна — это прекрасно. Я тогда какое-то время жила в Лондоне и подумала, что хочу учиться мозаике. Моя подруга англичанка посоветовала эту школу как самую лучшую. Мне кажется, что и на сегодняшний день это лучшая частная арт-школа в мире.
Я стала первой русской, кто учился в Mosaic Art School. Когда я с ними списалась, то выяснила, что они берут людей только с высшим художественным образованием и проводят отбор. Я приехала со своим каталогом. Директор школы Лучиана Ноттурни до сих пор его хранит, всем показывает и говорит, что я её ученица. Хотя я приехала уже с ним.
Обучение в Равенне — мощное. Целый месяц, каждый день, с утра до ночи. Мы ходили в реставрационные мастерские, нам показывали очень много работ Марко Бравура: фонтан в центре города, всё. Он там национальный герой.
Забегая вперед, даже не ожидала, что через несколько лет сам Марко Бравура будет до утра помогать мне доделывать одну мозаику. Я не успевала, и он присоединился и помог. Кто знал, что мы потом будем дружить, и в 2015 году, когда Равенну сделают культурной столицей, там пройдет фестиваль мозаики, на который меня пригласят читать мастер-класс. Когда я там увидела свою учительницу, директора Mosaic Art School, я поблагодарила её во всеуслышание на весь зал. Что там говорить, мозаичисты — большая международная мафия, все друг друга знают.

S.M
Ваша работа с бисером повлияла на работу с мозаикой?
О.С
Да, за это меня и оценили. Мои копии потолочных мозаик Дейнеки и Фролова сделаны по всем законам мозаики. Я повторила все эти ряды.
S.M
Как вы познакомились с Марко Бравура?
О.С
Когда я училась, конечно, для меня он был из ряда богов. Уже здесь в Москве нас познакомил Исмаил Ахметов, когда предложил сделать выставку в единственном тогда в мире музее современной мозаики на Artplay.
Марко и Даниэла настолько молоды душой! Они же с 15 лет вместе, очень мощная пара. Он художник, а она ему помогает. А какая она красивая, и какие у них предки! У них дома висят на стенах фотографии дедушек и бабушек — красавцы невероятные, словно киноактеры. У них дома очень хорошо. Мастерская мечты. Он мне всё время предлагал приехать и сделать нормальную мастерскую, с правильной высотой, чтобы правильно сидеть и чтобы свет падал правильно. Такая у него мастерская в Тарусе, и у него дома, в Равенне, тоже большая и очень удобная, все под рукой. Я всегда восхищаюсь, как он везде умеет организовать пространство: в Балабаново, Тарусе и Равенне.
У нас есть общие знакомые — моя венецианская подруга Марго. Хотя дети Марко и Даниэлы ближе нам по возрасту, мы, когда к ним приезжаем, больше общаемся с родителями.
Для меня это неожиданно, потому что вообще-то обычно я выбираю молодежь. Я нахожу таких, какой была сама. Меня окружают люди творческие. Помогают: колят и укладывают мозаику, просто общаются, приходят на вечеринки. Мы любим просто собраться, пообщаться, выпить вина.
Когда я жила на Николиной горе, у меня было очень много друзей возраста моего сына. Местные волонтеры помогали делать мозаику, мы с ними тоже общались на равных. Часто приходил Паша Пепперштейн, я считаю его очень хорошим, гениальным художником и писателем.
Наше с ним самое любимое занятие — задавать каверзные вопросы умной колонке Алисе. Его страшно впечатлило, что этот ящичек знает, кто такой Паша Пепперштейн. Он потом говорил с ней на разные смешные темы. Недавно встречались, и он сказал: «Давно не говорили с Алисой, накопилось к ней много вопросов».

S.M
Какие ваши работы можно назвать самыми знаковыми?
О.С
Стеклянные октябрятские значки и вышитые бисером самолетики. Если брать дословно слово «знак». Я всё время работаю в разных техниках, а всё равно получается узнаваемо.
Сейчас уже говорят: «В какой дом ни придешь — везде Солдатова висит». Одна подруга, мама моей лондонской галеристки, которая живет во Франции, как-то поехала в Америку, оттуда — в Мексику, забралась в дремучий край. «Прихожу с твоей звездой в ресторан, — рассказывает она потом, — ко мне подходят и спрашивают: "Это Солдатова?"» Узнаваемость — это хорошо.

S.M
Душана Бравура тоже делала ордена в мозаичной технике.
О.С
Родители купили ей в Венеции маленький, очень классный домик. Внизу галерея, а наверху она живёт. Я у неё пару раз даже там останавливалась. Душана мои звездочки продавала вместе со своими и мне подарила много своих работ.
S.M
Когда вы придумали эту звёздочку?
О.С
Давно. Когда работала в Китае арт-директором по аксессуарам одной крупной фирмы. Меня взяли на прекраснейших условиях. Звезды я делаю на той же фабрике, что производит изделия Сваровски, там строго избегают подделок.
Фианиты — это моя звезда, потому что их придумал мой папа. Он разрабатывал искусственные алмазы на ФИАНе, они там построили большой пресс, и вот однажды он приносит первый вариант: «Смотри, получилось, как настоящий бриллиант!»
Я всегда любила все блестящее, мне казалось, что от этого даже пульс учащается. Я золото не любила, его любила мама, а я всю жизнь, наоборот, хотела делать что-то яркое.
Что касается звездочек, то фианиты настолько похожи на бриллианты, что у меня их часто отбирали таможенники и требовали геммологическую экспертизу. На открытие кинотеатра «Пионер» Александра Мамута его сотрудники заказали партию из 700 штук. Тогда всю партию таможня и забрала. 700 таможенниц теперь носят мои звездочки. Пришлось заново делать, быстро-быстро, чтобы успеть к открытию. Таких историй много.

S.M
На большую книгу!
О.С
Давным-давно одна журналистка брала у меня интервью. Мы с ней разговорились, и я рассказала, как в Куршевеле танцевала с Абрамовичем, ещё о чем-то, и она спросила: «А ты не хочешь мемуары написать?» «Ты чего, — говорю, — многие ещё живы». Она так смеялась, и теперь всем эту историю рассказывает.
S.M
У вас богатое окружение. Вам всегда везло на интересных людей.
О.С
Это точно. Например, это те, с кем я училась в архитектурном. Архитектор Плоткин женат на моей сокурснице из МАРХИ. У меня очень много заказывает работ на космическую тему Андрей Королев — внук прославленного конструктора, мы с его женой Леной тоже учились вместе в архитектурном.
S.M
Кто те заказчики, которые ценят и собирают искусство?
О.С
Напрямую с заказчиками частных интерьеров я работаю редко. Но недавно пришла очень толковая, успешная бизнес-вумен со вкусом. Сама она живет в Лондоне, а в Москве купила квартиру мечты на Котельнической набережной, на седьмом этаже. Заходишь — панорамный вид на всю Москву: река, Кремль. Так вот она говорит: «Боюсь, что у меня просто уже музей Солдатовой». Столько работ она купила.
S.M
Как вы выбираете места для жизни и работы?
О.С
Я более энергичная в Москве, но и за городом на даче тоже хорошо. Как-то один из гостей прошелся по дому и говорит: «Такое ощущение, что у тебя в каждой из восьми комнат по человеку работает». В одном месте я делаю украшения, в другом – акварели, там что-то шью, тут клею, здесь наждачка. Это всё я одна.
S.M
Вы говорили, что чувствуете в себе итальянские корни.
О.С
Я точно знаю, что они есть. Мои предки приехали строить Петербург из Италии, занимались алебастром. В семье были и профессора, и священники.
Папина семья покинула Петербург в 1919-м, он родился уже в Сибири. Почему я всегда люблю дома? У моей бабушки был дом в знаменитом поселке Парголово, сейчас это рабочий пригород Петербурга. Там жили дореволюционные дачники. Папа тщательно скрывал свое происхождение, потому что был коммунистом. Бабушка в Иркутске только после смерти Сталина открыла чемоданчик с фотографиями.
S.M
Есть что-то еще в прошлом, что вас вдохновляет?
О.С
Выставку «Мой золотой» я посвятила гению Ломоносова. Кроме всего прочего, он знал, как создать стекло нужного оттенка, но, к сожалению, этот секрет утерян.
S.M
Что бы вы посоветовали дизайнерам, которые хотят интегрировать в интерьер мозаику?
О.С
Когда я училась в Равенне, город выглядел несовременно, но я видела перспективы мозаики. В 2015 я город не узнала. Было видно, как мозаика шагнула вперед. Приехали даже японцы и греки.
Все жанры хороши, кроме скучного. В любом жанре есть бездарные и талантливые. Мозаика может казаться людям скучной, потому что они мыслят стереотипами. Лично я всегда делаю её модной. Молодым дизайнерам надо самим проявлять инициативу и предлагать заказчикам что-то интересное, чтобы «Ах!» От этого ни один заказчик не откажется.
Архитектор же работает как режиссер или как психотерапевт. Важно найти подход к человеку, поэтому я всем желаю смелости. Нужно слушать заказчика, но в основном самому предлагать, а для этого изучать мировой опыт.

S.M
А что вы пожелаете тем, кто будет читать это интервью?
О.С
Верить в свою звезду.
За помощь в подготовке и организации материала благодарю Валерию Ефанову. Фото — Любовь Родина.