З.Т
Да, это называется культурный код, код привычной местности. Например, мои
лекции рассчитаны на средне-европейский культурный код. Москва, Петербург и
Европа. На одной из лекций оказались слушатели из Краснодара, которые задали
вопрос про влияние черного цвета.
Я ответила, что людям начинает нравиться черный, если они оказываются в
ситуации, когда им нужно понять, что с ними произошло и как с этим жить дальше.
Обычно в черное одеваются подростки, потому что для них наступает переломный
момент. Они не понимают, кем им быть, поступят в вуз — не поступят, разрешат
родители дальше с ними жить или не разрешат, будут помогать первое время, не
будут. Очень много вопросов. Все субкультуры – готы, эмо и так далее, основаны на черном именно из-за этого. Подростки уходят в черный для того, чтобы создать вакуум, принять важные для себя решения, выбрать путь.
После насилия люди уходят в черное для того, чтобы осмыслить ситуацию и
понять, как жить дальше. При потере близких люди уходят в черное точно так же, чтобы понять, как жить дальше. В восточных культурах – в белое. Потому что
черый – это отсутствие информации, он никак не влияет на мозг. Белый работает
точно так же: он никак не влияет на мозг вообще. Тут вопрос традиции.
Но это европейский культурный код. В Краснодаре он другой. Там черный выбирают не потому, что находятся в какой-то сложной ситуации и испытывают психологическую потребность в нем, а потому что за ним закреплен высокий статус. Это продиктовано культурным кодом. Вас просто не поймут, если вы будете ходить в оранжевом. Примерно так это работает.
На Сицилии тоже люди ходят в черном. У итальянцев традиционно было много черной одежды, так что это вопрос именно культурного кода, а не внутренних потребностей.
Если взять африканца, который привык к терракоте, маскам, цветным бусинам и норвежца, который вырос абсолютно в других природных и культурных условиях, и поместить одного в среду другого, то африканец при понижении колористического градуса будет работать не очень весело, он скорее впадет в депрессию. Это видно по студентам, которые приезжают учиться в Санкт-Петербург из Африки, Индии и Китая. Им тут морально очень тяжело именно потому, что цвета не хватает.
Норвежец же в индийском или африканском интерьере испытает эмоциональный подъем, это будет вау-эффект.
Культурный код — важный аспект, его нельзя упускать. Но при этом на все основные цвета спектра — красный, желтый, оранжевый, синий, зеленый, — у людей абсолютно одинаковая реакция, в каком бы конце земного шара они ни жили. Черный и белый — это не цвета спектра.