БРЕНДЫ
И ДИЗАЙН
26.11.2020

Лестница как арт-объект, интерьер как медитация

Камерное пространство для тихого проживания в самом центре Москвы с шикарным видом на город — хорошая альтернатива гостиничному люксу. Уровень жизни здесь как в пятизвездочном отеле, а приватность — еще выше. Именно такие апартаменты, как жилье для временного пребывания, неважно на день или на полгода, и создали архитекторы студии Анастасии Пугачевич.

Проект архитектурной студии Анастасии Пугачевич в Столешниковом переулке
Современные решения
в историческом пространстве

У доходного дома, построенного в 1883 году по проекту архитектора Ивана Семёновича Богомолова, чрезвычайно эффектный и очень узнаваемый фасад в русском стиле. После реновации этого исторического здания первый этаж займут торговые галереи и рестораны. Выше них расположены офисы, а на последнем этаже с мансардой — небольшой номерной фонд, гостевые апартаменты премиум-класса.
С одной стороны — это квартира. С другой, к услугам гостей вся инфраструктура — прачечная, химчистка, ресторан, фитнес. Несмотря на видимость того, что гостиниц высокого уровня в Москве много, на самом деле предложение довольно ограничено. Так что локация выступает дополнительным бонусом.
За истекшее столетие внутренняя часть здания претерпела много изменений и на третьем и мансардном этажах, с которыми работали архитекторы, не осталось никаких первоначальных элементов, исторических деталей. Поэтому вместе с заказчиком они сразу приняли решение формировать новое пространство.
Апартаменты включают в себя два этажа. Первый — общественный — логично делится на два блока: гостиная и кухня-столовая с лестницей наверх. Второй — мансарда со скатной кровлей без окон — для жилых комнат.

1этаж/
торговые галереи
2-3 этаж/
офисные помещения
4 этаж + мансарда/ апартаменты
↑ обеденная зона
Самые большие сложности были связаны с планировкой. Все, кто работает с историческим наследием, знают, что там многое является предметом охраны. Так что образовался целый ряд задач. В первозданном виде требовалось сохранить несущие стены, перекрытия, оставить в строго согласованном месте лестницу, не двигать перегородки и не прорубать проемы. Свои ограничения диктовали наклон кровли и высота мансардного этажа.
Скатная кровля, несущие опоры, расположенные по центру, отсутствие естественного света… и при этом задача разместить здесь определенное количество помещений: мастер-спальню с большим санузлом и большой гардеробной, вторую и третью спальню с санузлом — итого три автономных помещения. Спустя несколько итераций удалось сделать грамотную, уверенную планировку второго этажа.

↑ элементы второго этажа
Что выдает в домашнем интерьере человека? Любимая вазочка, плед, картина, все лично твои детали и мелочи, которые формируют характер обустроенного пространства. Здесь же этого нет. Такой интерьер способен подстроиться и мимикрировать под человека с помощью ряда элементов.
Нейтральная гармония для гостя-эстета
Стартовой точкой проекта стал запрос на условно «универсальный» интерьер. Архитекторам предложили сложную задачу — создать пространство не для конкретного человека, а для того потенциального гостя, который может снять эти апартаменты на длительный или короткий срок. Важное условие — чтобы в предметах обстановки не считывалось явных характерных персональных черт.
Обсуждая портрет целевой аудитории проекта, сошлись на образе бизнесмена 40−50-ти лет. Эстета с широким кругозором, образованием, большой насмотреностью, который будет чувствовать себя в двухэтажных 250-метровых апартаментах в центре Москвы как дома.

В итоге интерьер получился в хорошем смысле нейтральным. Исключена кричащая и броская, нарочито-показная, активная роскошь. Всё выдержано с большим достоинством, для тех, кто понимает. Безусловно, присутствуют знаковые предметы дизайна и дорогие материалы, но нет принадлежности какому-то определенному человеку, — этой истории архитекторы старались избежать и в итоге уверены, что справились.
Что выдает в домашнем интерьере человека? Любимая вазочка, плед, картина, все лично твои детали и мелочи, которые формируют характер обустроенного пространства. Здесь же этого нет. Такой интерьер способен подстроиться и мимикрировать под человека с помощью ряда элементов. Вы приносите в него свои вещи или ставите в вазу красные розы, которые сразу создают определенную атмосферу, но стоит их убрать, и это снова нейтральный интерьер, готовый принять следующего гостя.

↑ В качестве обрамления арок между комнатами использована латунь
Сдержанная элегантность
Создатели проекта стремились приблизить его к интерьеру дорогой гостиницы. Он должен производить спокойное, уверенное и сбалансированное впечатление. При этом никаких реплик и никаких повторений. На легкий историзм намекает разве что деликатная лепнина. Чтобы создать уровень luxury, здесь ровно по классической схеме сделана нейтральная оболочка, в которую встроены изысканная, дорогая мебель и свет. Элементы становятся акцентными и создают соответствующую атмосферу.
В подобном пространстве человеку нужны предметы, которые подтвердят ему, что он в своей стихии, в своей среде. Их уровень должен быть соответствующим. Когда эти маркеры аккуратно распределены в интерьере, то каждый из них подает сигнал: «Да! Здесь все правильно и все на своем месте».
По субъективным ощущениям, этот интерьер считывается скорее как мужской, чем женский. Он уверенный, медитативный, сдержанный. На это же впечатление работает глянцевый блеск латунных элементов.

Маркеры уровня качества и комфорта
Повторяя тему арочных окон на фасаде зданий, два проема частично оформили арками без дверей. Искали, как сделать на этом акцентную историю, и металл показался здесь уместным.
В качестве обрамления арок между комнатами и внутренней стенкой лестницы в проекте использована латунь. Её праздничный золотой цвет вступает в диалог со спокойными глухими матовыми стенами. Отделку арок дополняет и поддерживает ряд других металлических предметов.
Такой прием, с одной стороны, создает контраст холодного приятного дорогого блеска с натуральной, природной матовой поверхностью. Это сочетание в объеме всегда смотрится более выигрышно, чем в небольших нюансах. С другой, фабрики высокого уровня часто используют латунь в элементах декора и мебели, так что она стала знаком определенной высоты проекта.
Говоря о материалах, единственным вариантом, который имело смысл рассматривать, — использовать только натуральный мрамор, дерево, латунь и др. Никаких имитаций. Всё должно быть по-честному. Понимая, какого уровня люди будут снимать эти апартаменты, и заказчик и архитекторы сошлись во мнении: «Уровень качества — это действительно важно».

↑ гостиная
Скрытый функционал
Чтобы добавить больше воздуха, архитекторы старались оставить как можно меньше отвлекающих внимание элементов. Разумеется, в апартаментах есть своя система хранения, гардеробные и шкафы, а также стеллаж с открытыми полками, где можно разместить альбомы по искусству, знаковые предметы или скульптуру. Но, скорее всего, избыток личных вещей в пространстве такого рода хранить не придётся.
Мебели здесь не так много, в основном это отдельно стоящие предметы. Выбирая фабрики, ориентировались на неизбитые позиции с высоким уровнем комфорта и материалов.

Кухню скрыли фасадами и она получилась невидимкой. В закрытом состоянии это просто декоративные панели, некая композиция и элемент стены. Для того, чтобы что-то приготовить, их нужно просто открыть.
Больше воздуха, больше свободы — вот ключевой подход студии.

↑ Функциональные элементы интерьера / кухня, гостиная, санузел
Лестница с эффектом «вау»
Московский климат диктует свои привычки. Приходя куда-то, мы оглядываемся в поисках места, куда можно положить шарф, сумку или ключи. Эти вещи задают рутину жилого пространства. Здесь же нас встречает просторный холл с лестницей и обеденным столом. Это пространство не то что нежилое, но чуть другое.
Вы видите лестницу, как только входите, и всё, у вас нет вариантов не влюбиться. Потому что она великолепна. С одной стороны, минималистична и самодостаточна как арт-объект, прелестный за счёт природной закрученной формы. С другой, в ней таится интрига — латунное «брюшко» внутри.
Ни у кого нет шанса произвести дважды первое впечатление. Лестница создает его сразу, обозначая высокую эстетику и высокий уровень жизни и комфорта. Вы понимаете, что находитесь в правильном месте.

↑ главный акцент интерьера: закрученная лесница
В одном из вариантов планировочных решений лестница была частично скрыта, но от него отказались, потому что не было искомого вау-эффекта. Идя путем создания впечатляющих акцентов, архитекторы создали объект, который заставляет потерять дар речи.
В том объеме и виде, который есть, лестница нарисовалась сразу. Сомнений не было. Рассматривали несколько вариантов, выбирая, с какой стороны лучше к ней подходить, но когда всё улеглось и пена осела, стало понятно, что лучшее — просто войти в пространство, наполненное воздухом, увидеть эту скульптуру, которая закручивается вверх… и этим всё сказано.

Знаешь, иногда что-то не идёт, и ты это ковыряешь и крутишь. А бывает, что все складывается сразу, и ты понимаешь, больше ничего делать не надо. Классно так, как есть. Лестница сложилась сразу и мы больше к ней не возвращались
Анастасия Пугачевич
Анастасия Пугачевич — архитектор, преподаватель МАРХИ, руководитель Pugachevich Studio, зарекомендовавшей себя проектами архитектурных интерьеров, в которых чистота пространства наполнена глубоким цветом.
Если вы ищете архитектурную студию для своего проекта, вам близки такой стиль и эстетика, оставьте свои контакты, я передам их прямо Анастасии Пугачевич.
Предоставлено / Студия Анастасии Пугачевич

За помощь в подготовке и организации материала благодарю Валерию Ефанову.